Последние две недели вывернули меня наизнанку, я столкнулась в Ташкенте с десятками женщин из тех, кому под 80. Они все оказались очень схожего типажа.
Дети войны, образованные, скромные, честные, принципиальные, а главное, с железным стержнем. Они пережили самые сложные периоды: голод, эвакуации, поезда-теплушки, отправляли Гагарина в космос, взахлёб читали шестидесятников в период оттепели, выстояли землетрясение, строительство нового Ташкента, вечный дефицит, застой, перестройка, развал своей страны, дефолты, бедность, крушение всего, во что они когда-то наивно верили.
Они же построили нашу с вами страну. Это невидимые герои. Первопроходцы во многих сферах! Именно они двигали вперёд науку. Лепили кадры, в школах и вузах.
Разведывали недра. Осваивали целину. Поднимали проектные институты. Проводили каналы. Строили и запускали крупнейшие заводы. Боролись с инфекциями, победив успешно раз и навсегда оспу и малярию в наших краях.
Делали археологические раскопки и записывали на бумагу историю. Собирали самолёты. Выводили новые сорта растений. Клали рельсы и пускали метро.
Это люди невероятной душевной силы. Несгибаемые. Стоики.
Характерная деталь, они упрямо не пользуются мобильными телефонами. Но по старой памяти помнят наизусть все нужные им городские номера соседей и подруг. Прям от зубов отскакивает.
По сути, мы с этими стариками живем в разных измерениях. Где совершенно нет фейсбука, телеграмм ботов и интернета. Тихо умирающие в малознакомой им стране. Пока мы заняты всякой возней.
Одна из них, Таисия Михайловна, проработала учителем высшей категории, отдала школе все годы своей жизни. Параллельно воспитывала сына с ДЦП.
Ей 83, задыхающийся астматик, единственному сыну 60. С 8 до 30 лет собирала хлопок. Пока не переехала из Сырдарьи в Ташкент.
Пересыпает в разговоре стихами, то Навои, то Пушкина. Память феноменальная. Живет в покосившейся хибаре на окраине города.
Год назад ей удалось встретиться с президентом среди толпы местных жителей, собравшихся по случаю открытия какого-то спецсада. Он обратился к ней как к самой пожилой, спросив какое у неё есть для него пожелание. Она ответила: ’’Верните, пожалуйста, завод УзБУМ, чтоб наша молодёжь жила тут и не уезжала’’.
Кто-то из администрации покачал головой и посоветовал в следующий раз просить себе нормальное жильё. ‘’Да разве ж можно себе просить’’, — говорит 83 летний стоик. И вот в этом проявляется все ее поколение…
Себе —ничего. И замечу, эти люди не осаждают махаллинские комитеты. В холодильнике многих из них может быть пусто. Но просить о помощи сами стесняются.
Ташкент, 1969 год
Я безоговорочно снимаю шляпу перед этими людьми. Для меня волонтёрская работа последних недель стала большим жизненным уроком. Она позволила изменить угол зрения. Увидеть людей-титанов. Которые, наверное, олицетворяют собой того самого ‘’советского человека’’ в самом лучшем его смысле.
Птицы совсем другого полёта. Идейности. Высочайших человеческих и моральных качеств. Воли. Принципов. Чувства долга перед обществом. Порядочности. Какого-то невероятного внутреннего благородства.
Мы с вами всеми должны о них позаботиться. Чтобы они не уходили из этой жизни, чувствуя себя униженными и раздавленными. За все, что они сделали для нашей с вами страны.
Не поздновато ли вспомнили, о тех кто создавал всё то, чем пользуется нынешнее поколение ? По статистике, предыдущее поколение создаёт 90% материальных благ и только остальные 10% современное поколение. Иными словами все мы пользуемся дорогами, жилыми домами, школами и инженерными сооружениями, которые построили наши отцы, деды, матери и бабушки.
Однако, сегодня в почёте те, кто сумел, за счёт личных связей приобрести то, что создавал целый народ ценой невероятных усилий.
Они отказывали себе во всём, что только можно, а сегодня вынуждены существовать на нищенские пенсии, на которые невозможно не то что нормально питаться, а жить.
Приведу, как пример недавнюю встречу с двумя очень пожилыми женщинами. Как выяснилось позже, они обе бывшие школьные учителя. Одинокие. Я им сообщил, что по пятницам (!), любой коммерческий магазин выдаёт пожилым людям одну буханку хлеба бесплатно. Сначала старушки мне не поверили, но потом, через несколько дней я их повстречал ещё раз. Они меня горячо поблагодарили, за информацию, и сказали, что берут хлеб в нескольких магазинах. Сушат сухари, тем и живут.
Никому не пожелаю такую старость.
И последнее, США не является социальным государством, однако там существуют магазины для малоимущих, где можно купить основные продукты питания по сниженным ценам.
Хочется задать вопрос: а чем занимается разрекламированный Махалинский комитет и социальные работники ? А ведь они: и те и другие получают из бюджет заработные платы, а где результаты работ ? А ведь в Законе о «Махале ..» всё прописано, но вот беда — действенного контроля за его исполнением, как не было, так и нет.
Огромное спасибо за эту статью!
За чуткость по отношению к людям! За умение проникнуться их жизнью. Прекрасное изложение и глубокое содержание!
Оригинал этой БЛАГОРОДНОЙ заметки был размещён на страничке Азизы Умаровой в Телеграм. Однако, нашлись некие «нац-патриоты», которые узрели в ней некое проявление пропаганды «сталинизма-путинизма» (?!). Своё «фии..» они опубликовали там же. Что ж им так неймётся?
Пазор чужую статью выдавать за свою и искажать, пропаганда низкого качества, не лезте на наше инфополе
отличная статья..пусть те нынешние патриоты, напишут о своих достижениях за период хотя бы 25-30 лет.. что они построили за этот период в Узбекистане и чем они занимаются сейчас..и сколько разрушили построенное ихними предками и как сейчас живут бабушки и дедушки..никакой благодарности к старшему поколению.. а про махалинские комитеты отдельный вопрос за время карантина ни один представитель даже не позвонил ни одному старику и пенсионеру..