Украина показывает, что такое сегодня противовоздушная оборона. И такая единая система создана и действует в рабочем режиме со странами членами ОДКБ.
Небесный щит был сформирован после того, как были заключены двусторонние соглашения с каждым из государств. Основное назначение единой ПВО — раннее, еще на подлете, обнаружение противника.
История взаимоотношений ОДКБ с Узбекистаном на этом треке видела взлеты и падения. Ташкент дважды входил в организацию. Да и сам договор, напомним, был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Однако в 1999 году Каримов не подписал протокол о его продлении, чтобы развернуться в сторону США, что закончилось андижанским мятежом в 2005 году. В 2006 году Каримов вернулся в ОДКБ, но в 2012 году, после снятия санкций ЕС и США, вновь покинул организацию.
«Узбекистан остается уязвимой страной в военном отношении, — считает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». – Он не производит самолетов, танков, ракет, снарядов, мин, потому многое вынужден приобретать за границей. В условиях войны этот хронический недостаток быстро приведет к истощению боевой комплектации. А пути подвоза грузов легко перерезаются».
Очевидно, что в одиночку республика не в состоянии отразить воздушную атаку противника, тем более не входя в ОДКБ. А потому от нападения с воздуха его защищает объединенная система ПВО СНГ и двустороннее сотрудничество с Россией.
Что вполне логично. Москва остается верной духу договоров 2005 года о союзничестве и стратегическом партнерстве, фундаментальному договору о мире, дружбе и сотрудничеству, продолжая оставаться главным военным партнером, гарантом безопасности и суверенитета Узбекистана.
Так, в 2021 году Узбекистан получил от России партию современной военной техники: самолеты Су-30СМ, вертолеты Ми-35М, зенитные ракетные комплексы «Бук-М2Э», бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А, БПЛА «Орлан-10Е», легкобронированные автомобили «Тайфун-К», стрелковое оружие.
В 2022 году по российским программам прошли обучение порядка 500 узбекских солдат и офицеров. Они получили новые знания по подготовке летного состава, войск специального назначения, военных врачей, специалистов инженерной службы.
Поставки военного оборудования становятся еще удобнее и проще, поскольку торговля между двумя странами почти полностью перешла на национальные валюты. Какой смысл приобретать западную технику за валюту? Тем более, что «по правилам» можно запросто угодить под санкции. Впрочем, Узбекистан это уже проходил, его тут учить не нужно.
ОДКБ, между тем, не останавливается в своем развитии, становится оперативнее, избавляется от рудиментов. По инициативе Казахстана, скажем, готовится поправка в Устав ОДКБ о развертывании миротворческих сил без согласования и санкции Совбеза ООН. Для ввода войск достаточно будет просьбы легитимного правительства одной из стран-членов организации. Согласитесь, это не будет лишним в эпоху западного неоколониализма и политики вседозволенности.
Ясно, что бывшие партнеры давно и с надеждой ждут возвращения республики в ряды ОДКБ. С такой боевой единицей организация, рожденная в Ташкенте, станет еще сильней, ей будет не страшен любой враг. И это выгодно всем, в том числе и самому Узбекистану.
Хочется надеяться, что у руководства страны хватит здравого смысла сделать этот нужный и правильный шаг. Главное,не надо прокачивать амбиции, когда им доверена судьба страны.