Посетителям Самаркандского краеведческого музея впервые представили гербарий русского ботаника Ольги Федченко, собранный ею почти 150 лет назад.
В 1869 году она вместе с мужем, ученым — естествоиспытателем Алексеем Федченко приехала в Среднюю Азию, совершив здесь несколько научных экспедиций. Они исследовали хребты и ледники Памиро – Алая, Зеравшанскую долину и Кухистан, места, где до них не ступала нога европейца.
Ольга выполняла собственную исследовательскую программу — она занималась сбором гербария местных растений и накопила свыше двух тысяч листьев плодовых и диких деревьев, трав и цветов весьма редких растений. Благодаря чему она стала одной из первых женщин Российской империи, заявившей о себе в науке.
Путешествие семейной пары начиналось в Самарканде. Туркестанская экспедиция требовала не только серьезной научной подготовки, денег, но и личного мужества, поскольку местное население не всегда доброжелательно и с пониманием относились к ученым. Начальник Зеравшанского округа генерал-майор А.К. Абрамов прикомандировал к экспедиции охрану — сотню казаков с артиллерией, которую возглавлял тогда еще молодой офицер, а впоследствии легендарный генерал, основатель города Ферганы и освободитель Болгарии Михаил Скобелев.
Всего за три года, с 1869 по 1871-й, Федченко совершила ( большинство уже без знаменитого мужа, Алексея Павловича Федченко, в 29 лет погибшего при восхождении на Монблан. Их сын Борис Федченко также стал выдающимся ботаником) четыре экспедиции по Туркестану: по Зеравшанской долине, к озеру Искандеркуль, в пустыню Кызылкум и по Ферганской долине до Заалайского хребта. Наиболее успешным для Ольги в научном плане оказался самаркандский период: в Зеравшанской долине Ольга Александровна собрала гербарий из 800 видов растений, причем в нескольких тысячах экземпляров.
Так, настоящей сенсацией в научных кругах стало получение экземпляра пахучего корня сумбула, который считался для ученых настоящей загадкой. На Востоке жидкость, извлекаемая из корней этого растения, заменяла духи. Однако места его произрастания оставались тайной. И только Федченко удалось разгадать «тайну сумбула».
Некий горец из Пенджикента привез пятьдесят корней и части растения, которые ученые приобрели и сохранили до осени. Ольга Александровна бережно упаковала образцы и отправила их в Москву для детального изучения. Фантастика, но корни экзотического растения прижились в Московском ботаническом саду, что позволило изучить его цветение и плодоношение. Уже в 1870 году распустился первый цветок, а к концу года он дал плоды…
Выехав в конце 1869 года в Москву, супруги Федченко отчитались об итогах Туркестанской экспедиции на годичном заседании Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Совет Общества по итогам проведенных исследований присудил Алексею Павловичу высшую награду — премию имени Г.Е. Щуровского, а Ольга Александровна за свой вклад в науку: сбор гербария и альбом с рисунками — была награждена золотой медалью.
Самые видные ученые России и Европы дали высокую оценку вкладу Ольги Александровны, которая за несколько Туркестанских экспедиций составила гербарий из 1500 видов растений. Кроме этого она собирала и препарировала насекомых, вела переписку с русскими и зарубежными коллегами.
Сейчас трудно сказать, когда именно часть этого громадного гербария оказалась в Самаркандском музее. Но хранилась она в его запасниках около ста лет. И лишь теперь, впервые, местные любители природы и гости города получили возможность ознакомиться с образцами этой уникальной коллекцией. Особо хочется отметить, что выставка прекрасно сохранившегося гербария состоялась по инициативе старейших и опытнейших сотрудниц музея – заведующей отделом истории Светланы Жуковой и ее сестры – старшим научным сотрудником Ольги Фатаевой.
В первый же день с музейной экспозицией ознакомились сотрудники и студенты биологического факультета Самаркандского университета, члены Самаркандского общества преподавателей русского языка и литературы, областного Русского культурного центра, лицеисты и школьники города, а также туристы из России и Казахстана.
Рубен НАЗАРЬЯН