Восток уже невозможно представить без чайханы. Ее происхождение, история довольно интересны и занимательны.
Чай – одно из культурных растений, издавна выращиваемых человеком. Родиной его считается Китай, где он был выведен более трех тысячелетий тому назад. Позднее эту культуру освоили и соседи китайцев, населявших Индию и Цейлон, Индонезию и Вьетнам. Немногим более полутора столетий назад его стали выращивать и в субтропических районах Российской империи – на черноморском и каспийском побережье.
Чайхана в Средней Азии до середины 1930-х годов именовалось на персидский манер – чайханэ. Именно там, как полагают историки, в средние века и появились первые подобные «питейные» дома. Вполне естественно, что возникнуть они могли лишь в среде оседлых жителей.
В Средней Азии чайханы появились после того, как в середине XVIII века Бухарское ханство было завоевано иранским правителем Надыр-шахом. Он переселил на эти земли насильно немало своих подданных. Понятно, что люди эти принесли с собою и свои традиции.
Изначально чайханы появились на базарах и вблизи караван-сараев. Именно сюда съезжались жители окрестных сел не только для того, чтобы совершить какую-либо торговую операцию, но и переночевать, перекусить и услышать последние новости.
Обычно в небольших чайханах владелец мог быть одновременно и поваром, и официантом, и уборщиком. Почти всегда хозяину помогали сыновья, племянники и другие мужские члены семьи. Когда чайхана разрасталась до внушительных размеров, пропорционально увеличивался и персонал: приглашались официанты, повара, уборщик и музыканты. Как правило, чайхану строили в тени деревьев, у водоема (хауза) с прохладной водой.
Летом на улице рядом с чайханой ставили топчаны, а те, кому не досталось места на топчане, сидели в помещении чайханы. Зимой и в дождливое время года все перемещались внутрь помещения.
У входа в чайхану посетителя встречало «столпотворение» обуви, которую нужно было снимать у порога и дальше в помещение заходить босиком. Пол чайханы был глиняный, и его застилали войлоком. Посетители садились на пол, специфично поджав ноги «по-турецки», а те, кто занимал топчан, мог расположиться более комфортно, полулежа на одеялах-курпачах.
Главным атрибутом чайханы был русский самовар — «начальник» мелких чайников. Хозяина же чайханы со второй половины XIX столетия уважительно именовали русифицированно – самоварчи. Размеры и новизна самовара говорили о многом, и именно он был, своеобразным брендом, визитной карточкой чайханы. Самовар, как правило, тульский, устанавливали на самом видном месте. Неподалеку стояла печка с плоской крышкой, на ней подогревался отряд чайников.
Топили печку и самовар углём, и в холодное время года они были отличными обогревателями помещения. Рядом с печкой в землю был врыт большой глиняный сосуд, в котором хранилась и отстаивалась обычная арычная вода Ей наполняли самовар, а потом уже кипяток разливали в чайники с заваркой.
Характерно, что эти чайханы функционировали по определенному принципу. Если, к примеру, в Самарканд или Ташкент приезжал кокандец или каршинец, он непременно посещал лишь ту чайхану, которую содержали его земляки. И шел туда приезжий человек в надежде встретить в ней своих знакомых, близких ему по происхождению и образу мыслей, среди которых он чувствовал себя как дома, хотя и находился в чужой стороне.
Существовал и иной тип чайханы. Он объединял купцов или ремесленников, сарбазов или чиновников. Посетители чайных заведений общались с коллегами и решали возникающие проблемы.
Особое значение имели чайханы для бедного люда. Многие из них не имели своего жилья и потому были лишены возможности принимать у себя друзей и знакомых.
Потому сунниты не только пили чай и обедали за небольшую плату, ночевали, слушали музыку, но узнавали новости и находили работу. А вот в чайханах шиитов (персов, афганцев и азербайджанцев) обедов и закусок не подавали, пили только чай.