Некий историк М.Смолин высказался в эфире НТВ о том, что, дескать, казахов и узбеков до революции не существовало.
Я рекомендую посмотреть в youtube прекрасный фильм Отамдан колган далалар. (Давно пора вывести на экраны) Повстанцы борются с большевиками за свободу Туркестана. В один момент им говорят, что нет теперь Туркестана, вместо него отдельные советские республики. Люди, не зная, что делать, опускают оружие…
Без иллюзий, размежевание границ и создание национальных республик на тот момент решало политические задачи советского руководства, в политологии и истории этот период идет под названием ‘политика коренизации’…Никто никому ничего не дарил.
Ближе к делу. Есть два основных решения в этой ситуации.
1.Открыть исторические архивы до 1991. Молча. Без шумихи. Дать возможность исследователям напрямую работать с реальными документами, хрониками того времени.
Следом выделить научный грант на 10 книг публицистам и ученым. Пусть люди трезво оценивают все плюсы и минусы исторических эпох. Пусть объективно оценят огромный вклад СССР в развитие промышленности, невероятную роль планирования и проектных институтов в развитие инфраструктуры, социальный капитал, трансформацию в жизни села. Но вместе с тем, на головы собиравших хлопок детей десять лет сыпался ‘агент Оранж’, которым американцы в 1960-е годы травили повстанцев во вьетнамской войне. Книги раскидать по библиотекам и книжным магазинам.
2.Реформа национального телевидения. Сейчас сами госканалы получают деньги с бюджета и сами же производят контент. Бессодержательный и пресный порою, который выливается в минимум зрителей. По сути, госканалы мало кому интересны в текущем виде.
За рубежом просто ставят в сетку приличный контент от частных продюсерских центров. Нам катастрофически не хватает профессиональных передач, серьезных аналитических ток шоу, динамики, красивой картинки.
Только это позволит отвлечь людей от телеканалов других стран.
Я русская, но честное слово противно всех этих историков Смолиных и их бредовые рассуждения слушать
В заметке нет даже ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ — откуда узбеки
Согласно БСЭ, до Октябрьской революции 1917 года название «сарт» по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно казахи и полукочевые узбеки. В Ташкентском, Ферганском и Хорезмском оазисах оно было самоназванием части оседлого населения. Согласно данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона слово «сарт» встречалось у Плано Карпини в XIII веке и его происхождение остаётся невыясненным. У писателей XV и начала XVI в., Неваи и Бабура слово сарт употребляется в смысле «перс, таджик» и противополагается слову тюрк. По словам Рашид ад-дина, монголы употребляли слово сартакты в смысле «таджик»
Имя сына Батыя также было Сартак, что является неслучайным. Алишер Навои отмечал существование народности «сарт» в смысле «персоязычный», «таджик» наряду с другими народами, населяющими среднеазиатский регион.
Арминий Вамбери в своём произведении «Путешествие в Среднюю Азию» описывает и даёт хорезмийским сартам следующую оценку: «Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, — древнее персидское население Хорезма, число их здесь относительно невелико. Постепенно они смешали свой родной персидский язык с тюркским. Сартов, как и таджиков, можно узнать по их лукавству и изяществу; узбеки их не очень любят. Характерно, что, хотя уже пять столетий они живут вместе, смешанные браки между узбеками и сартами были очень редки»