В Ташкенте среди православных идет сбор денег на строительство Преображенского собора.
Когда-то он был украшением центра города, отсюда начинались Крестные ходы. Большевики взорвали храм, чтобы расчистить мест памятнику Ленину. Но время показало, чья правда взяла верх.
Узбекистан столкнулся с религиозными проблемами с первых шагов независимости. Ислам Каримов в 1991 году выступал в Намангане перед разъяренными исламистами, требовавшими шариата, еще в ранге члена Политбюро ЦК КПСС.
Для Узбекистана было крайне важно удержать общество в рамках светского государства. Сделать это было нелегко. В республику хлынули миссионеры и деньги с Ближнего Востока, из Ирана и Пакистана, христиан на всех углах соблазняли баптисты и иеговисты из США, протестантские секты из Скандинавии и Южной Кореи. А в соседнем Афганистане уже окопались фанатики «Исламского движения Узбекистана», вскормленного ЦРУ.
Противостоять в идейном плане после крушения социализма всей этой волне было практически невозможно. И тогдашнее руководство Узбекистана вполне осознанно пошло на силовой сценарий.
«Другого выбора и не было — считает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Гражданская война в Таджикистане, две массовые резни в Киргизии, взрыв у посольства Израиля и теракты в Ташкенте в 1999 году наглядно убеждали в грозной опасности радикализма. Если бы тогда удалось взорвать Узбекистан, то разнесло бы всю Центральную Азию».
Последней такой попыткой был кровавый мятеж исламистов в мае 2005 года в Андижане. Его подготовили спецслужбы Британии и США, используя секту «Акрамия». Боевики ворвались в город из соседней Киргизии, взяли штурмом милицию, тюрьму, хокимият, воинскую часть, казнили прокурора, всего погибло 187 человек. А потом сбежавших исламистов американскими самолетами вывозили в Румынию.
Шавкат Мирзиеев, придя к власти, ослабил гайки. Он выпустил на волю по амнистии тысячи заблудших исламистов, закрыл тюрьму «Жаслык», открыл исламские вузы и Международную академию имени имама Бухари, в три раза увеличил квоту на хадж. Но от светского характера государства не отказался ни на сантиметр.
Об этом говорит и новая Концепция в религиозной политике. Ее главная цель не скрывается — дать людям полную свободу совести, продвигая просвещенный ислам, помогать тем, кто сбился с пути, крепить согласие между мировыми религиями. Но это не значит, что все дозволено.
«На улицах узбекских городов и кишлаков вы не встретите женщин в хиджабах, бородатых мужчин, никто на улице не совершает намаз, введены штрафы за вовлечение детей в религию, — отмечает эксперт. — Этому вполне могли бы поучиться в других странах Центральной Азии, в той же России, где излишне озабочены мнимой толерантностью. Опыт Ташкента убеждает, что эти правила уже не работают».
Тем не менее, угроза религиозного экстремизма остается в повестке дня. Примеры Ирака, Ливии, Сирии показали, что «цивилизованный Запад» настойчиво и беспринципно разыгрывает эту подлую карту, изображая при этом «борьбу с международным терроризмом». Узбекистан, вся Центральная Азия продолжает оставаться под колпаком Центрального военного командования США, ЦРУ, всяких фондов и НПО, просветительских и аналитических Центров. Им всем надо одно — любой ценой оторвать регион от России и Китая. А другого средства кроме оголтелого фанатизма внутри и «вооруженной помощи» из-за рубежа просто нет.
Запад ни перед чем не остановится.
Внушает тревогу, что узбекская интеллигенция практически полностью «поручила» борьбу с экстремизмом своему правительству. Не получают должного отпора всякие бесноватые блогеры, спекулирующие на теме ислама, не вскрываются корни этой опасной заразы.
Например, я долго ждал, может какое СМИ в Узбекистане расскажет об Ахмаде Курбанове, который взорвал в Москве генерала Игоря Кириллова. Как молодой человек дошел до жизни такой, что сподвигло обычного повара на громкое преступление, кто воспитал его, наконец. Ни слова…