18+
27 Февраля 09:19
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Переселенец! Чаще пугай чиновника!

Как переселенцам бороться с бюрократическим произволом? Вот какие советы дает бывший алматинец Федор Мироглов, который недавно перебрался в Россию.  

-Типичная картина выглядит так. Человек приехал и направляется в ФМС, в народе «паспортный стол», чтобы получить разрешение на временное проживание – РВП. При этом прибывших по Программе специально или в отдельном кабинете никто не принимает и не встречает, на что многие наивно рассчитывали.

В длинной очереди — «все до кучи». И местные жители, пришедшие для прописки-выписки, обмена паспортов по возрасту или получения их подростками, и участники Программы, и те, кто приехал из других республик самостоятельно.

Наконец, человек, добравшись до кабинетного прилавка или окна, протягивает пачку документов со словами: «Я по Программе переселения». И с каждым вторым происходит стандартный диалог примерно такого содержания:

— У вас документы не в порядке, печать выцвела в свидетельстве о рождении (или иная причина).

— И что же мне делать?

— Не знаю… Документы принять не можем.

— Я же прибыл по Программе переселения. В посольстве работники ФМС все документы проверяли, сказали, что они в порядке, можно сдавать, – потрясенно говорит посетитель, ожидая, что даже если в документах что-то не так, представитель позвавшего его государства окажет хотя бы моральную поддержку в виде совета, консультации или простого человеческого сочувствия. Но вместо этого жестко-презрительный ответ:

— Ну и что, что вы приехали по Программе? Хотите, делайте запрос по месту рождения. Следующий…

После этого, выйдя словно оглушенный из кабинета, человек растеряно оглядывается, оставаясь один на один со своими документами и проблемами.

Хотя выход-вот он! В городе есть отдел судебно-криминальной экспертизы, где официально, за семьсот рублей, печать могут «прочитать» на специальной аппаратуре и дать подтверждающий документ в течение трех дней. Но об этом не говорят. Или могут снисходительно проинформировать лишь через месяц-другой.

Однако, как я лично убедился, нужно бороться за свои права. Чем выше был кабинет, куда я приходил с проблемами переселенцев, тем человечнее там общались, рассматривали их жалобы и искали способы разрешить те или иные казусы с документацией. А главное – высокое руководство не боялось брать на себя ответственность.

Особо стоит отметить, что в паспортных столах взяток не вымогают. От денег возмущенно отказываются. А вот конфеты с шампанским и другие подобные подарки нехотя, но берут, однако при этом отношение к дарителю и его проблемам ни на грош не меняется, что приводит приехавших из Азии в полную растерянность. Как говорится, иной менталитет.

Иные читатели, оценивая вышеизложенное, могут подумать, что в паспортных столах сидят специально подобранные садисты или же как минимум озлобленные люди. С некоторыми из них я общался вне рабочей атмосферы, заводил разговор на самые разные темы и при этом видел абсолютно других людей, чем на службе. Им вовсе не чужды человеческие ценности, сострадание, доброта. Но на рабочем месте они предстают совсем иными.

Как бороться с бюрократами?

 Прежде всего, придя в паспортный стол, не бойтесь активно требовать весь перечень документации, а также внятных объяснений, для чего нужна каждая дополнительная справка. При этом не надо быть просителем – надо возмущенно заявлять, что вы уже проверенный и специально приглашенный человек, в котором, согласно положениям Программы, нуждается страна. Это быстро сбивает спесь с чиновников и вызывает у них тревогу. А при виде ручки с блокнотом и задаваемом при этом вопросе: «Вашу фамилию и должность. Буду жалобу писать на самый верх и в органы безопасности» они немедленно приходят в состояние страха и паники.

 Кабинетные мыши ужасно боятся жалоб именно в письменном виде (никогда не жалуйтесь устно!). При этом отношение к вам и к предоставляемой вами документации сразу меняется.

Но самое эффективное – это прийти на прием к начальнику областного управления ФМС (это нетрудно, так как везде назначены еженедельные дни и часы приема), вручить под роспись жалобу и попросить его самого оценить документы и проблемы. Высокое руководство не расположено к издевательствам и потому либо четко определяет, чего не хватает в пакете документов, либо, оценив претензии как необоснованные, дает команду «документы принять».

Не бойтесь возмущаться беспределом, жаловаться и предавать все огласке. Система за это не ополчится, а, наоборот, пойдет навстречу, особенно в провинции, потому как это Россия.

А вообще, рано или поздно процесс издевательств кончается, и паспорта получают все, кто за ними приходил. Дальнейшее обустройство и адаптация занимают около трех лет и являются процессом куда более приятным и интересным. И вскоре, после полосы нестабильности, приходит масса положительных моментов. При этом никто из переселенцев не жалеет, что кардинально изменил свою жизнь.

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram
Загрузка...

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности