Читаю биографию-каталог 2019 года о Худойбергане Девонове, первом узбекском фотографе и кинооператоре.
Он был репрессирован и расстрелян, согласно Википедии, в 1940 году в лагере где-то в Янгиюле, а в книге под редакцией Наима Каримова указана дата полночь 5 сентября 1938 года и место гибели – секретный полигон НКВД Юнус-Абадского района.
Интересно, что автор словно боится словосочетания “сталинские репрессии”. Очень поэтично, я бы сказала, витиевато он характеризует этот период истории СССР:
“Становление первого узбекского фотографа и кинооператора, а также его уничтожение, наряду с известными народными деятелями, свершилось по воле “волн” той исторической эпохи…”
Или вот ещё, очень странный слог:
“Итак, началась кровавая буря 1937 года. Этот ураган хотел в одно мгновение поглотить население, жившее на всех территориях бывшей советской страны. Эта буря уничтожила не только государственных и общественных деятелей, живших в уютных (!) городских домах, но и пастухов, пасших скот в предгорьях. Это не прихоть Бога, это было бедствие от Дьявола, жившего на земле и считавшего себя одним единственным хозяином этих безграничных земель…”.
Далее идёт ссылка на киноведа Хамидуллу Акбарова, который очень любит архаичное слово “Русь” вместо уместного, ничего не поделаешь, “Российская империя” и даёт нам интересную информацию в статье “Сложный путь кинопублицистики”:
“В 1900-1901 годы, когда Девонов занимался фото и кинематографией, на Руси кино ещё не появилось. Даже в таких крупных городах, как Москва и Петербург ещё не было развито производство фильмов, поэтому киносюжеты привозили из Франции за большие деньги и демонстрировали в городах и сёлах. Когда на Руси экранизировали фильм “Стенька Разин и княжна”, Девонов уже успел снять на киноплёнку важные события своей эпохи…”.
Мысль заканчивается тем, что Девонов учился у немца-меннонита Вильгельма Пиннера (который вообще-то тоже был подданный Российской Империи), поэтому раньше своих московских и петербургских коллег начал снимать маленькие фильмы (1908-1910 гг).
На мой взгляд, всё это странные рассуждения конечно, видимо “воля” волн современной исторической эпохи повлияла на автора. Почему нельзя спокойно, не ангажировано изложить ход событий, я не понимаю.
Россия, конечно, не была в фарватере кино и фотоискусства в плане изобретений по сравнению с европейцами и американцами, но отметим, что в 1892 году был создан проектор изобретателями И. А. Тимченко и М. Ф. Фрейденбергом (1893), «хронофотограф» А. Самарским(1896) и «стробограф» И. Акимовым (1896).
В России первый показ был организован 4 (16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге (в саду «Аквариум»), затем в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде.
Тогда же были сняты первые русские любительские киносъёмки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.). В 1896 году, Сашин приобрёл у французских оптиков Клемана и Жильмера — киноаппарат «Витаграф», который быстро освоил.
В.Сашин осуществил первые российские съёмки, делая короткометражные фильмы, которые с августа 1896 года стали демонстрироваться зрителям после спектаклей театра.
Но вернёмся к автобиографии Худойбергана Девонова, признавая, что авторы издания провели неплохую работу с архивами.
Самому Девонову было нелегко во времена довольно прогрессивного правителя Хорезма Мухаммада Рахим-хана. Его суровым критиком был казимкалян (гл. судья) Салимханохунд, он называл фотографа «кяфиром» и многие среди пожилых людей отвернулись от него:
“Люди, которых ты фотографируешь, придут к тебе в Судный день и потребуют, чтобы ты вернул им их души. А когда ты умрёшь, то будешь гореть в аду за свои грехи!»
“Твой сын увлёкся фотографиями. Эта работа запрещена по шариату, в дом, где есть фотография, не прилетают ангелы, отговори сына от этого пути.
А отец им в ответ: “Я не могу запретить своему сыну овладеть этим ремеслом. И если ангелы не будут прилетать в его дом, значит, они полетят в другой. Разве этого недостаточно? Зачем эти пустые разговоры?!” Такими словами мой отец отправил их восвояси. В это время фотографов-любителей в Хиве было один-два..”
Грустно конечно, что фильмы и сюжеты, снятые по заказу “Союзкиножурнала” Девоновым, всё еще недоступны для просмотра ни в сети, ни на ТВ, ни в кинотеатрах, так как хранятся в архивах Красногорска под Москвой, именно там находится архив 1926-1938 гг.
Вообще, в сети не упорядочены фото и видеоматериалы по годам и названиям из тех, что есть, кроме выезда из дворца Исфандияр-хана 1910 г. Все остальные нарезки можно увидеть только в коротких документальных фильмах на узбекском языке. Я посмотрела конечно, но мне показалось этого более чем недостаточно.
В целом, я с большим удовольствием просмотрела и прочитала каталог.