Коран Усмана из узбекского медресе Муйи Муборак продолжает волновать умы любителей старины.
В 2001 году властями Санкт-Петербурга было принято решение о создании в городе Государственного музея истории религии. Под него вместо Казанского собора, где он располагался прежде, отдали трехэтажный особняк XVIII века, принадлежавший некогда бывшему Почтовому департаменту. Среди старожилов он был известен как дом Ягужинского. Когда-то тут торговали заморскими цитрусами и дефицитными конфетами…
Один из разделов современной музейной экспозиции посвящен самой молодой из мировых религий – исламу. Именно здесь ныне хранится редчайшее факсимильное издание Корана Усмана 1905 года.
Усман ибн Аффан (574-556) был третьим праведным халифом правоверных мусульман. Являясь не только одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, но и мужем двух его дочерей, халиф Усман инициировал и организовал кодификацию Корана, что положило конец спорам и разногласиям среди единоверцев.
Считается, что первоначально пять экземпляров Корана Усмана были разосланы в основные центры Арабского халифата. Шестой же экземпляр преемник Усмана, четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб увез в свою новую столицу – город Куфу. Там он довольно долгое время хранился, до вторжения войск Тамерлана, после чего упомянутый Коран был в качестве реквизиции увезен в Самарканд – столицу победителя.
Драгоценная реликвия несколько столетий находилась в пригородной самаркандской мечети Ходжа-Ахрар, где ее только в дни больших мусульманских праздников выносили для поклонения верующих.
В 1868 году российские войска под командованием генерала Константина фон Кауфмана овладели Самаркандом, включив его в качестве центра во вновь созданный Зерафшанский округ. Годы спустя начальник упомянутого округа генерал-майор Александр Абрамов заинтересовался старинным списком Корана. Опасаясь за сохранность реликвии, которая стала уже достоянием Российской империи, Абрамов поручил подполковнику Серову принять все меры, чтобы «драгоценная для науки древность не ускользнула из рук».
Однако же тревога не покидала генерала и позднее. И потому он посчитал за благо пристроить эту реликвию понадежнее, под государственную охрану. Для этой цели Коран был выкуплен у самаркандских властей за некое вознаграждение и переправлен в Ташкент генерал-губернатору края.
Уже в 1869 году по личной инициативе Кауфмана состоялась передача Корана Усмана в дар Императорской публичной библиотеке. Он хранился там в отделе рукописей, где его исследовал, описал и датировал известный российский востоковед и дипломат Алексей Шебунин. Свой вклад в изучение истории этого документа внес позднее, в 1905 году, и востоковед-арабист Степан Писарев, подготовивший к печати факсимиле этого Корана.
Оно вскоре было издано в виде полноразмерного гигантского фолианта почти в натуральную величину. Всего же при поддержке Санкт-Петербургского археологического института было напечатано 50 экземпляров.
Двадцать пять экземпляров Писарев самостоятельно продал, а еще пять преподнес в дар царственным особам: российскому императору, турецкому султану, персидскому шаху, эмиру Бухарскому Абдул-Ахад хану и его наследнику.
Из 50 экземпляров этого факсимиле до наших дней сохранились считанные единицы. Четыре Корана хранятся в Музее истории религии, по одному – в канцелярии Санкт-Петербургской соборной мечети, в Центральном духовном управлении мусульман России, в библиотеке Колумбийского университета (США) и в музее исламской цивилизации в городе Шардже (ОАЭ). Один экземпляр находится в Ташкенте в Государственном музее истории Тимуридов, а еще два – в мечети татар-мусульман Нижегородской области в селе Ключищи.
Что же касается оригинала Корана Усмана, то сегодня, после долгих скитаний, по личному указанию Владимира Ленина, он был передан в Ташкент и хранится в медресе Муйи Муборак.