Сегодня, 9 октября, во всем мире отмечают Международный день почты. И Туркестан имеет к этому самое прямое отношение.
Да, первые зачатки связи родились в глубокой древности– в Месопотамии, Египте, Греции, Персии, Китае и Римской империи. Но и Средняя Азия не осталась в стороне от прогресса.
Так, в одном из ярлыков хана улуса Джучи Золотой Орды Менгу-Тимура, писанного в 1270-х годах, впервые обнаруживается слово «ям». Оно происходит от татарского термина «дзям» — «дорога» или от чагатайского «джам», которым назывались появившиеся на Руси в названное время почтовые станции. Посему якобы исконно русские слова «ямская», «ямщик» происходят от слова «ям»: так назывались кратковременные стоянки, на которых отдыхали путники и меняли лошадей.
Тем самым ямская дорожная служба на Руси могла быть если не прямым заимствованием её от монголов, то её организация по их образцу несомненна. Еще Чингисхан установил правило создавать ямы по пути своих походов через каждые 100 или меньше километров. Так они и появились на завоеванных русских землях.
Система работала очень строго. На станции находился писец, который следил за временем прохождения ханской почты и все записывал. Если было промедление, то виновного сразу жестоко наказывали. Стоит отметить, что Великий Шелковый путь и был прообразом почтового тракта Чингисхана и станций – ям. Более того, можно предположить, что вся история похода Чингисхана на Запад укладывается в логику взятия под контроль этого важного пути.
Таким образом, словом «ям» назывались на Руси XIII—XVIII веков заведения с постоялыми дворами и конюшнями, где был предусмотрен отдых гонцов (ямчи), пассажиров и ямщиков. Ямом называли также селение, жители которого отправляли на месте так называемую почтовую гоньбу. До сих пор в Москве существуют улицы Тверские-Ямские на месте средневекового поселения ямщиков.
Амир Тимур перенял почтовое дело от своего предшественника, чтобы лучше управлять своим новым государством. Первоначально во всех городах и крепостях края были устроены ямы (почтовые отделения), поддерживающие регулярные и правильные сообщения руг с другом. Причем начальники этих ям не только заведовали почтовыми сообщениями своего района, но и были одновременно официальными наблюдателями за действиями администрации данной местности, доносившими обо всем замеченном непосредственно Тимуру. То есть, они замещали нынешних прокуроров.
Сохранившиеся до нашего времени остатки названных выше ям (почт), сардобы (водохранилища) и караван-сараи на главнейших дорогах Мавераннахра наглядно подтверждают, что почтовая сеть Тимура надежно соединяла резиденцию правителя с самыми отдаленными городами, являясь вполне законченной стройной организацией. Увы, потомки грозного повелителя все упустили из своих рук. И когда в Европе создавался всемирный почтовый союз, в Средней Азии почта распалась, вернулись бессистемная посылку нарочных гонцов по мере надобности.
После присоединения Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств к Российской империи военные гарнизоны создали почтовое сообщение между собой через особых гонцов — конных джигитов, перевозивших сумки с казенными пакетами, куда из любезности вкладывалась и корреспонденция частных лиц. Но постепенно русская администрация открыла целый ряд почтово-телеграфных отделений в крупнейших городах Туркестана, надежно связав их между собой и с городами Европейской России.
К концу XIX века в Туркестане надежно работала система передачи письменных и устных сообщений. На платной основе составлялись письменные послания и на платной же основе проводилась их доставка. Функции почтальонов выполняли государственные пешие письмоносцы или конные гонцы и посыльные, так называемые «чопар» или «эльчи».
Правда, сеть почтовой связи охватывала главным образом города Туркестана, в сельской местности ее почти не было. Да и корреспонденция шла медленно, ее движение было затруднено бездорожьем. Перевозка почты шла на лошадях или арбами с верблюдами, письма месяцами добирались к адресатам.
Почтовые повозки сопровождались вооруженными охранниками. С 1865 до 1868 годов на почтовых трактах вместе с двумя вооруженными почтальонами за сохранностью почты следили десять казаков. Казаки специально содержались при каждой почтовой станции. Почтовая связь между городами была нерегулярной.
Конец XIX века ознаменовался в Туркестане бурным ростом капитализма. Развитие банковского капитала и торговли дали новый толчок развитию связи. Намного возросли спрос и состав клиентуры, увеличился объем пересылки. А скорости всей почте придала железная дорога – от Каспий через Ташкент до Оренбурга.