18+
31 Января 11:04
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

По-русски дистанционно

Сразу три российских высших учебных заведения — Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики» — стали партнёрами Coursera, одной из самых известных площадок, предоставляющих возможности онлайн-образования.

Distance28.10.13

Как это работает? На сайте Coursera выкладываются видеокурсы ведущих, по преимуществу американских и европейских, университетов по разным дисциплинам. Сейчас их там более 500, большинство — на английском языке. С присоединением к системе российских вузов на Coursera появится и русский язык.

МФТИ в середине февраля 2014 года запустит курс «Электричество и магнетизм», а чуть позднее — курс «Моделирование биологических молекул на GPU».

Курс «Введение в биоинформатику: биоинформатика в биологии и медицине» предложат пройти специалисты центра геномной биоинформатики Санкт-Петербургского университета — дата его выхода пока не объявлена.

Ну а Высшая школа экономики, как ожидается, в первой половине будущего года запустит сразу 12 своих курсов по экономике. Кстати, четыре из них будут читаться на английском.

Итак, процесс наконец-то сдвинулся с мёртвой точки — о глобальном отставании российского образования от мировых тенденций, главная из которых — переход на дистанционное обучение, не писал только ленивый. И это правда.

На той же Coursera, помимо английского, уже представлены китайский, французский, испанский, португальский, турецкий, немецкий, итальянский, японский, арабский и даже украинский языки. Сейчас русскоязычные пользователи ресурса составляют лишь два процента аудитории, занимая 9–10-е место. Для сравнения: почти треть — 31 % пользователей — живут в США, много здесь заочных студентов из Индии, Великобритании, Бразилии, Канады, Испании, Китая и Мексики.

Возникнув буквально пару лет назад как своего рода эксперимент, сейчас система дистанционной доставки знаний всё больше становится полноценным способом получения образования. По сути, в мире на наших глазах происходит революция, которая может серьезно изменить не только всю систему. В самом деле, если любой человек из любой точки мира, имея лишь доступ к Интернету, может обучаться у ведущих специалистов, это способно привести к серьёзным сдвигам в глобальной «географии знаний». Большим препятствием тут может стать лишь языковой барьер, ведь большинство курсов сейчас выкладывается на английском, но можно быть уверенным, что со временем курсов на других национальных языках будет становиться всё больше. Тем самым высшее образование становится всё более общедоступным и всё менее элитарным.

Моделей получения онлайн-образования существует множество. К примеру, российская программа дистанционного образования для соотечественников и мигрантов, о которой мы упомянули вначале, даст возможность получить полноценное среднее образование, а также сдать ЕГЭ и направить документы в интересующие абитуриента вузы.

Coursera и подобные ей программы рассчитаны по преимуществу на получение дополнительного образования вузовского уровня, причём читающиеся там курсы могут предполагать квалификационные испытания и получение аттестата, а могут и не предполагать.

Среди университетских программ наибольшей известностью пользуется система онлайн-образования MIT OpenCourseWare, предлагаемая Массачусетским технологическим университетом. На сайте выложены видеокурсы профессоров, а также письменные материалы. И подобную возможность сейчас предоставляют многие американские университеты.

По другому пути пошла Британия, объединив онлайн-курсы различных  университетов на одной площадке под брендом «Открытый университет Лондона». Обучение здесь платное, однако стоимость онлайн-курсов значительно меньше той, которую бы пришлось отдавать при традиционном получении образования в университете.

Причём речь идёт о создании высокотехнологичного продукта, ведь просто выложить видеолекции профессора на своем сайте недостаточно — должна существовать и система обратной связи.

Вот на этом рынке и начался настоящий бум. Coursera, основанная в августе 2012 года, уже через несколько месяцев привлекла миллионы пользователей и собрала более 20 миллионов долларов от венчурных инвесторов. Аудитория ещё одной популярной площадки Udacity — миллион человек, и за несколько месяцев работы проекту удалось привлечь 15 миллионов долларов. А Гарвард и Массачусетский технологический университет потратили 30 миллионов собственных средств на развитие платформы edX.

Понятно, что большие вложения делаются не просто так: разработчики рассчитывают на прибыльность своего продукта. Хотя создатели образовательных онлайн-площадок заявляют, что их цель — сделать образование как можно более доступным, пока большинство из них — платные. Но не все.

Например, самый успешный подобный проект на сегодняшний день — некоммерческая Khan Academy, основанная в 2006 году выпускником Массачусетского технологического и Гарварда Салмоном Ханом, существует на пожертвования благотворительных фондов. На сайте академии размещено несколько тысяч бесплатных лекций и практических заданий по математике, экономике и другим наукам.

Российские вузы пока лишь пытаются занять свою нишу на стихийном, но довольно динамичном мировом рынке дистанционных образовательных услуг. Собственно же российские системы онлайн-образования представляют собой явление почти незаметное. Между тем потенциальный спрос на получение знаний «не выходя из дома» на русском не стоит недооценивать. В перспективе подобные схемы образования могут стать решающими, особенно там, где по каким-то причинам содержать специалистов с русским языком сложно, дорого или их квалификация невысока (взять тех же преподавателей русского языка в некоторых странах). Самый простой пример — создание доступной площадки по изучению русского языка, включающей как лекции, так и практические занятия разных уровней сложности, которые бы пригодились как приезжающим в Россию мигрантам, так и нашим соотечественникам за рубежом, их детям и даже преподавателям русского языка. Такие программы дистанционного образования  могут стать и довольно мощным инструментом «мягкой силы» России, особенно на пространстве СНГ и в странах Балтии.

Борис Серов, Москва

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности