Народный артист России Сергей Безруков недавно буквально взорвал узбекскую прессу. Он высказал свою мечту — открыть в Ташкенте памятник Сергею Есенину.
И это не фантазия, не блажь известного актера, не стремление к эпатажу.
Великий русский поэт на самом деле имеет прямое отношение к Узбекистану. Он по случаю побывал в Ташкенте и Самарканде в далеком 1921 году, встречался с почитателями своего таланта, читал «Пугачева».
Эта поездка глубоко врезалась в память узбекской столицы. Уже в советское время местная интеллигенция «пробила» первый за рубежом России музей Сергея Есенина, в чем помогла и дочь поэта Татьяна, полвека прожившая в Ташкенте.
Огромный вклад в изучение творчества Есенина внес видный филолог и первый председатель Русского культурного центра республики Сергей Зинин, увы, уже покинувший нас.
Полный аншлаг в прошлом году собрал в Ташкенте народный артист России Сергей Никоненко со своим концертом по произведениям Есенина. А музей русского гения по-прежнему содержится за счет узбекского правительства и превратился в место встречи творческой интеллигенции.
«За 30 с лишним лет независимости узбекское общество могло выбирать между западной, восточной и русской культурой, — замечает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — И можно смело сказать, что победа осталась, если образно, за Пушкиным и Чайковским. Русская культура оказалась намного ближе к корням узбекского менталитета с его гуманизмом, состраданием и открытостью к человеку. Американские шоу, европейские модернизмы проходят сквозь узбекское общество, практически не оставляя следов, лишь иногда вызывая недолгую волну подражания, не больше».
Хотя, если быть откровенным, мы видели и тщетные потуги стереть следы русской культуры.
В Ташкенте, например, пропали названия улиц Достоевского, Толстого, Пушкина, убраны памятники Гоголю и Горькому, имя автора «Клима Самгина» исчезло из названия русского драмтеатра. И что? Как говорят в народе, артель «Напрасный труд»!
Узбекский зритель, уже во многом сменившийся после роспуска СССР, остался верен идеалам и образам русского искусства. Особенно ярко это проявилось во время работы в Большом театре имени А. Навои замечательного московского балетмейстера Мориса Лиепы. Его постановки «Жар-птицы» и «Шахерезады» были восторженно встречены публикой, задали высокую планку для всей труппы.
Массу полезного привнес и российский специалист по археологии и истории искусства Центральной Азии, доктор наук Тигран Мкртычев. Он три года по контракту руководил Нукусским музеем имени Савицкого. Проводили его тепло и добрыми словами.
Культурные связи между Россией и Узбекистаном даже трудно назвать привычным словом «обмен». Мы наблюдаем практически непрерывный процесс!
Только в декабре прошлого года в Ташкенте прошли «Дни Москвы», а в Белокаменной состоялся грандиозный концерт мастеров искусств Узбекистана. На Новый год не остался Ташкент и без «Щелкунчика» в постановке россиянина Петрова!
В Самарканде произвел фурор театр «Кураж» Михаила Долоко. В сочинском «Сириусе» тепло приняли оперу «Травиату» в исполнении узбекских оперных див. А на Рождество ташкентских православных зрителей порадовал ансамбль «Русы» Людмилы Рюминой.
Впереди — бесконечное поле благодарного и благодатного сотрудничества.
Например, капитальные ремонты идут сразу в трех русских театрах Узбекистана!
Массу надежд обещают в будущем сотрудничество в рамках Евразийской киноакадемии, между российской «Лендоком» и Агентством кинематографии Узбекистана.
Культурная общность наших народов проявилась даже на фоне СВО. Узбекский зритель также отвернулся от «беглых» российских артистов, а те, кто устроил в Ташкенте обструкцию Григорию Лепсу после его обещаний платить по миллиону рублей за каждый сожженный Леопард, навсегда оказался за гранью приличного общества.
Культура — это не про бизнес, не про политику. И нам в Узбекистане не следует забывать о глубочайших связях с русским искусством. Наша задача — беречь и приумножать это несметное сокровище.