Сразу после освобождения Крым получил Керченский мост, связавший его с Таманью. Но не сложилось, он рухнул зимой 1945-го.
Впервые в СССР о строительстве моста между Таманью и Крымом заговорили в 30-х годах прошлого века. По проекту автомобильная дорога должна была проходить на втором ярусе, а железная — на первом.
Правда, ни один советский завод не мог изготовить настолько огромные пролёты и фермы. СССР заказал их Германии перед самой войной. И значительную часть металлоконструкций немцы даже успели изготовить.
Мало того, когда Гитлер захватил Крым, то практичные «европейцы», чтобы не пропадать добру, сами для себя и начали возводить мост из деталей, заказанных противником. Строительство началось в 1942 году, а в 1943-м прекратилось из-за поражений германских войск на фронте, постоянное отступление которых уже начинало угрожать обратным захватом Красной Армией Крымского полуострова. Что и произошло в январе 1944 года.
Отступая, немцы не успели ни вывезти, ни уничтожить подготовленные для строительства моста материалы и конструкции: часть тех самых, которые СССР заказал перед войной и часть уже самостоятельно изготовленных в Германии для строительства.
Кроме того, частично начатое строительство оказалось не поврежденным ни немцами при отступлении, ни нашими во время авианалетов.
И, не успела Красная Армия еще полностью выбить немецкие войска из Крыма, как в Керчь уже доставили первые партии рабочих.
Спустя 150 дней мост был построен и соединил Крым с Таманью: в ноябре 1944 года по нему прошел первый пробный железнодорожный состав. А еще спустя три месяца судоходная часть моста обрушилась…
Всему виной стала очень суровая зима 1944/1945 годов. Строителям фатально не повезло. Они не успели из-за морозов, разрушенных железных дорог, оторванности от уральских заводов, откуда шли металлоконструкции, укрепить опоры моста. Было сделано всего пять ледорезов. А в феврале из Азовского моря ветер погнал на мост льдины небывалой толщины, до метра.
Будь зима немного мягче, опоры выдержали бы этот удар. К следующему году все укрепительные работы точно завершили, а мост служил бы и сегодня.
Стену льда пытались бомбить с самолетов и обстреливать из орудий. Но с 18 по 20 февраля ледяной таран сломал часть опор и разрушили 15 промежуточных пролетов, часть из них рухнули в море.
Даже Сталин согласился, что причина была в суровой зиме, никаких оргвыводов не последовало.
Правительство предложило несколько вариантов продолжения строительства моста, на это требовалось 2 миллиарда рублей в ценах 1949 года. Но таких денег у страны, восстанавливавшийся из разрухи, уже не нашлось.
Спустя 70 лет мост построили заново за 200 миллиардов рублей.
Почему автор умалчивает факт — кто первым проехал по Крымскому мосту на встречу в Ялту
Не надо врать. Мост рухнул поскольку был построен как временное инженерное сооружение. Проект вовсе не только советская идея. Ещё в Российской Империи было несколько вариантов соединения Керченского полуострова с материком, в том числе мост и платина, тоннель (сродни проекта тоннеля под Беринговым проливом на Аляску) . Борис Петрович