Русских часто упрекают в лени и «неуважении» из-за того, что они не говорят на узбекском. А как на самом деле?
Для начала расскажу, почему я не знаю узбекский. Точнее я понимаю, что хочет от меня этот прохожий, что хочет сказать продавец и о чем говорят сейчас эти двое из газовой службы. Но отвечать у меня не получается.
Так вот. Я была отличницей в школе. Имею ввиду нормальную постсоветскую школу, когда не было взяток и когда оценки были реальным показателем знаний. То есть я училась и честно заработала свой аттестат с единственной четверкой по физике.
Языковыми предметами у нас были: русский, узбекский и английский. Эти уроки проходили примерно так:
Русский
— Домашние задание выполнили?
— нет
— садись, два
Английский
— Домашнее задание выполнили?
— нет
— садись, два
Узбекский
— Домашнее задание выполнили?
— нет
— А, хорошо, гимн расскажи – поставлю 5
На выпускных экзаменах все получили пятерки, потому что принимающие пили чай и всего лишь требовали… рассказать гимн. Я именно с тех пор знаю его наизусть.
Другой немаловажный момент – учительница по узбекскому часто пропускала уроки по семейным обстоятельствам.
В общем нам, школьникам, почти вложили в голову, что узбекский язык — это не важно. Его никто с нас не требовал.
И, не смотря на то, что я была отличницей, мне, как и всем ученикам, было проще отмазаться от предмета. Мы радовались, когда по расписанию был узбекский, потому что знали, что либо учитель не придет, либо можно рассказать гимн.
Это не моя лень, это была нелюбовь преподавателя к своему предмету и нежелание работать с учениками.
Я рассказала про последние 3 года учебы, когда школьники уже становятся более бесстрашными и заставить слушать учителей не помогали ни двойки, ни «удов» по поведению.
А если учитывать, что в русских школах узбекский начинался с пятого класса, то еще с совсем мелкими детьми можно было справиться посредством дисциплины. Но и в то время дело не двинулось дальше «Чимен тоги жуда гузаль. Бу тог жуда баланд». Клянусь, мы проходили только этот текст.
Не было в моих двух школах кадров, которые были готовы преподнести свой предмет как интересный и нужный. Интерес был убит напрочь. А дальнейшей необходимости учить не было. Извините, так сложилась история, что в нашей стране было двуязычие и до настоящего момента это всех устраивало. Отвечать за действия Российской Империи и Союза, я не могу. Моего прадеда вообще раскулачили и отправили в Узбекистан.
А в 90-е и 2000-е на фоне стремительно разъезжающихся друзей и соседей, в голове было понимание, что надо учить английский, немецкий и пр., в зависимости, куда собирался уезжать.
Далее.
Если иностранца со связанными глазами доставить в Ташкент и заставить его угадать страну по вывескам магазинов и ресторанов, то что он поймет по Boutique «Milano», «Little Italy», «Rich», Cafe «Elita», «Grand», «Fratelli casa», «La Piola», «Plov ang Lounge», Beauty Salon «Bella» (блин, откуда такая тяга либо называть магазины с турецким и китайским барахлом чем-то итальянским, а забегаловки чем-то пафосным).
Спасет вышеупомянутого иностранца только повсеместная DORIXONA.
И эти названия придумывают зачастую не владельцы итальянского происхождения.
И вот где-то между всем этим читается некое неприятие своего же языка носителями этого же языка. Нет?
По сей день дети учат узбекский из-под палки. Потому что нет кадров, которые любят свой предмет и могут с упоением вести урок. А коррупция в школах решает вопросы с оценками на раз-два-три.
Так может стоит научиться самим уважать свой язык, готовя кадры и качественную базу для изучения?
Самое интересное, что если здесь начнутся притеснения по языковому признаку, то большая часть примет решение уехать, а не изучать узбекский язык. Потому что нет понимания зачем? Какие профиты мне принесёт знание языка, кроме того, что я докажу своё уважение к нации?
А я никому не должен, в том числе и узбекам.
И упрекать меня никто не смеет, Я — Русский, как хочу так и живу!
Себя пусть упрекают в национализме, шовинизме и развале собственной страны. Миллионы гастарбайтеров кормятся на моей исторической Родине, ко орая меня бросила, но которой я верен, но не верен властям этой Родины, Путину и Лаврову для начала.
Очень интересная статья. Лично я не был отличником в школе. Но тем не менее у меня по Узбекскому языку было 5. Да и к отличникам у нас было отношение так себе Желание знать язык это личное дело каждого. Я например должен быть в курсе, что обо мне говорят окружающие. А что касается кому где жить это личное дело каждого , главное чтобы желание совпадало с возможностью. И необходимо знать язык страны в которой проживает