Президент в США избирается не всеобщим прямым голосованием — это только первая ступень. У каждого штата есть определённое количество выборщиков, их и выбирают сегодня на партийной основе.
В декабре выборщики встречаются в Вашингтоне, чтобы проголосовать за своего кандидата, но не за того, кто им импонирует, а по закону за того, кого предпочли избиратели их штата. Таким образом, имя нового президента США называют именно выборщики, а не избиратели.
Эта система с минимальными изменениями существует в Америке с 70-х годов XVIII века, но корни её уходят ещё глубже.
Перед отцами-основателями США стоял сложный вопрос: как избрать президента в стране, состоящей из 13 штатов разной величины, ревностно относящихся к своим правам и полномочиям и с большим подозрением — к любому центральному правительству?
В то время население США не превышало 4 млн, разбросанных по огромным пространствам и не соединённых ни дорожной инфраструктурой, ни оперативно работающей связью — а это исключало возможность проведения общенациональных избирательных кампаний.
Что ещё важнее — в стране не было политических партий (общее мнение склонялось к тому, что политические партии вредны, если не сказать хуже), а кроме того, считалось, что джентльмену не пристало вести агитацию за избрание на политическую должность (не человек должен искать должность, а должность человека).
Как же тогда выбрать президента без политических партий, без общенациональных кампаний и не нарушить тщательно продуманный баланс между президентством и конгрессом с одной стороны и между штатами и федеральным правительством с другой? В поисках ответа отцы-основатели, многие из которых получили классическое образование и хорошо знали древнюю историю, обратились к опыту Римской республики, казавшейся им образцом государственного устройства.
Все взрослые граждане Рима мужского пола делились в зависимости от их благосостояния на группы по 100 человек (центурии). Каждая группа из 100 человек имела право отдать только один голос либо за, либо против предложений, выдвигаемых сенатом Рима. В системе коллегии выборщиков роль центурий играют штаты, а количество голосов штата определяется размером его делегации в конгрессе США (сенаторы плюс конгрессмены).
Важный момент: выборщики должны отдать голос не тому кандидату, который набрал больше всего голосов по стране, а тому, кто победил в их конкретном штате. Именно поэтому в национальном голосовании может победить один кандидат, а при голосовании в коллегии выборщиков — другой.
Так, например, произошло в 2016 году: за Хиллари Клинтон проголосовали почти на 3 млн избирателей больше, чем за Дональда Трампа, но победу одержал всё-таки Трамп — за него отдали голоса 306 выборщиков, а за Клинтон — 232.
Словом, налицо запутанная архаика, которую невозможно проверить и куда никогда не допускаются независимые, тем более иностранные наблюдатели-их ждут тюрьма и закон об иноагентах. Но учить демократии и прозрачности выборов по всему миру берутся почему-то американцы.