В Нигере люди собрались вокруг французского посольства. Машут российскими и национальными флагами, требуют от французов сворачивать военные базы и убираться вон. Интересно, как же так получилось…
В каждой шутке, как всегда, есть доля шутки (остальное — правда). А ещё — так делают не только США и не только с нефтью.
Нигер включили во французскую сферу влияния на Берлинской конференции 1884 года, в 1897 году французы отправили миссию в «свои» новые владения, а когда их встретили не очень радушно — послали вслед военную экспедицию Поля Вуле и Жюльена Шануэна, которые буквально сожгли несколько десятков деревень и убили несколько тысяч местных.
Так началось французское управление этой территорией, которое с тех пор принимало разные формы, но по-настоящему никогда не кончалось и, откровенно говоря, дружелюбным для африканских народов не было.
А в 1957 году, на заре атомной эры, там нашли богатейшие залежи урана, и картина обрела полноту.
Ни обретение независимости в 1960-м, ни целая цепь восстаний и переворотов не помешали французам сохранять своё влияние и везти уран для своих атомных электростанций, а Нигер, несмотря на такие богатства, так и остался одной из беднейших стран, из которой в лучших колониальных традициях высосали все полезные ресурсы.
Нынешний президент Мохамед Базум был тесно связан и с Францией, и с Британией, в стране сейчас есть как французские, так и американские военные базы. И, разумеется, у голодающих граждан однажды возник естественный вопрос: «Как же так?». Вот они и пришли к французскому посольству.
При чём здесь Россия? Дело в том, что Россия не имела африканских колоний, как Франция или Бельгия. Не считала темнокожих людьми второго сорта и не обращала их в рабов, как США. Страны, входящие в сферу её влияния, она не выдаивала досуха, как Британия, а развивала. Некоторые — так, что после развала СССР они как равные смогли войти в Евросоюз.
Сейчас модный тренд — «антиколониализм», но в авангарде его по недоразумению те, кто больше всех повинен в грехе колониализма. Россия от него чиста. И в то же время обладает достаточным ресурсом, чтобы помочь другим. Поэтому сюрприз — знамя антиколониализма теперь выглядит как российский триколор. С чем всех и поздравляю.