Мы продолжаем дискуссию, вызванную публикацией «Русский язык нам не чужой». Слово взял бывший ташкентский журналист, а ныне москвич Андрей Кружилин.
ОТ РЕДАКЦИИ: Вести.UZ решительно отвергают разного рода инсинуации по поводу письма узбекской интеллигенции. Оно не было «инсценировано» Русским культурным центром, Россотрудничеством, прочими «агентами Кремля». Это все чушь и ложь, на которую горазда американская «Свобода». Письмо увидело свет после длительного опроса, проведенного на сайте. Любой желающий может зайти и посмотреть его результаты.
Редакция не принимает оскорбительные комментарии в адрес деятелей культуры, науки, политики, внесших выдающийся вклад в развитие Узбекистана. Никто из них не ставил под сомнение статус узбекского языка, в чем их несправедливо обвиняют, спекулируя и пытаясь «заработать себя имя». Речь о другом, как мы понимаем, что надо ли республике, где проживает 130 национальностей, отказываться от такого богатства, как знание русского языка, что сложилось исторически.
Ну а теперь предлагаем вниманию статью А. Кружилина.
-Возникающая периодически тема о придании русскому языку в Узбекистане в законодательном порядке того или иного статуса мало кого оставляет равнодушным.
Стоит её лишь обозначить — дискуссии на этот счёт возникают немедленно и имеют эффект кругов на воде — только камешек брось. Аргументы в этих дискуссиях приводятся самые разнообразные.
Одни указывают на самодостаточность узбекского языка и узбекской культуры и полагают любое внешнее воздействие ненужным.
Другие отвечают на это доказательством 150-летнего взаимодействия русской и узбекской культур и возникшую вследствие этого историческую общность.
Третьи приводят цифры процентного соотношения русскоязычного населения Узбекистана и задаются вопросом, а надо ли как-то узаконивать язык, на котором говорит около 3% населения.
Четвёртые вспоминают прошлые достижения и успехи республики, связывая их с общим для всех в прошлом государственным языком, которым был, как мы помним, русский наравне с узбекским в границах Узбекской ССР.
Я думаю, тут все правы, поскольку все эти аргументы неоспоримы. Но, на мой скромный взгляд, они либо ретроспективны, либо умозрительны и, к сожалению, всегда эмоциональны. Поэтому я хотел бы предложить принципиально иную точку зрения на предмет. Возможно, она что-то объяснит и кому-то поможет — в том числе, и при принятии решения.
В ранее опубликованной заметке о причинах массового выезда русских из Узбекистана мы показали, как произошедшая по объективным причинам тотальная деиндустриализация логически привела к практически полной утрате высококвалифицированных кадров и обрушила экономику Узбекистана до критической черты, за которой уже недалеко — полный Афганистан и путь только назад и в никуда. Одновременно мы отметили, что нынешнее руководство республики эту опасность отлично видит, учитывает её и ей противостоит, начиная крупномасштабную реиндустриализацию, возврат того колоссально промышленного потенциала, которым Узбекистан располагал тридцать лет назад.
В той же публикации мы подчеркнули острую нехватку профессиональных кадров во всех областях — от энергетики и железнодорожного транспорта до химической промышленности и машиностроения, которая становится не только серьёзнейшей проблемой, но и явным тормозом на том пути, который продвигает нынешний Президент Узбекистана и его правительство.
И вот здесь для лучшего понимания проблемы следует сделать одно важное замечание, а именно — провести разграничительную линию между собственно культурой и цивилизацией. Первое определяет черты и особенности народа и его гуманитарные достижения, второе определяет технологический уровень. И далеко не всегда две эти составляющих соответствуют друг другу по масштабу.
Индейцы Южной Америки создали высочайшую культуру, но столкнувшись в противостоянии с передовыми технологиями Европы потерпели полное фиаско, от которого не оправились уже никогда. На месте нищей Гватемалы до испанской конкисты была огромная и богатая империя инков и тольтеков — где она? А инки и тольтеки?
Древнейшая и богатейшая культура Индии и Китая не смогла предотвратить превращения этих стран в колонии Англии и Германии соответственно. Потрясающих достижений искусства и философии дао дэдзин и учения Будды оказалось недостаточно для противостояния броненосным крейсерам и пулемётам. И только сейчас эти страны стали приходить в себя после вековых ограблений и многочисленных войн.
Культура очень важна и даже определяюща, но критерием выживания культуры, а значит, и её носителя — народа, был, есть и будет уровень цивилизации, уровень технологий. Говоря об Узбекистане, мы прекрасно понимаем, что за узбекским народом стоит двухтысячелетняя культурная традиция, основанная в такие незапамятные времена, что мало какую ещё культуру можно так далеко проследить. В эту культуру интегрированы настолько громкие и известные имена многочисленных учёных мирового значения, великих полководцев и правителей, писателей, поэтов, архитекторов, философов и теологов, что немного есть в мире национальных историй, которые можно было бы с узбекской национальной историей сопоставить — даже приближённо. Пытаться как-то возразить или опровергнуть этот очевидный факт — признак полного невежества, на мой взгляд. Но то культура.
С технологиями, то есть, иными словами, цивилизацией дело обстоит далеко не так радужно. Потери, о которых мы говорили выше, отбросили Узбекистан назад так далеко, что терять нельзя ни минуты — я бы очень не желал этой прекрасной земле участи Теночтитлана и Тлалтелолко, а её замечательному народу — судьбы ацтеков и майя. Можете не сомневаться — новые конкистадоры неизбежно найдутся. Форма будет другая, а суть — та же.
Тем более, что окно возможностей для Узбекистана теперь открылось — это окно на север. В Россию. Именно оттуда в Узбекистан могут придти те технологии, которых ему сейчас так остро не хватает — хотя бы потому, что больше им придти неоткуда. И нельзя допустить, чтобы это окно открылось напрасно. А сложности есть.
Приведём некоторые примеры.
Не так давно на одном мероприятии, куда меня пригласили ташкентские друзья, я оказался рядом с известным узбекским военачальником. Он рассказал, что по межгосударственному соглашению о сотрудничестве в военно-технической области из России в ВС Узбекистана уже сейчас начали поставляться новейшие образцы боевой техники (тут вскользь заметим, что ВС РУз давно нуждаются в перевооружении и дооснащении), в частности — артсистемы и ракетные вооружения. Россия — бесспорный мировой лидер в области военных разработок и мощнейшая военная сила на планете на текущий момент, такое сотрудничество Узбекистану сверхвыгодно, тем более, что условия поставок очень привлекательны, не будем вдаваться в детали. Но. Современная боевая техника сложна и высокотехнологична, чтобы её эксплуатировать и тем более применять в бою, необходима фундаментальная подготовка и образование.
Поэтому сторонами было достигнуто соглашение о целевом направлении 200 узбекских курсантов в высшие военные заведения РФ для обучения и Россия подтвердила готовность их принять. Но не смогли отправить даже 20 — ни курсанты, ни молодые офицеры не знают русского языка на уровне, достаточном для усвоения учебной программы. А большая их часть не знают его вовсе, даже на бытовом уровне.
Теперь командование ВС РУз и правительство республики вынуждено было в аварийном порядке организовать вначале курсы по языку для отобранных кандидатов, а уж после их окончания вернуться к отправке их на обучение по специальности в Россию. Время, которого и так нет, таким образом, потеряно, сокрушался уважаемый экс-министр.. А ведь это не шутки — это оборона страны.
Это не всё, к сожалению. Для дальнейшей эксплуатации Узбекской АЭС необходимо подготовить около 2000 специалистов — инженеров-атомщиков, энергетиков, электромехаников, электронщиков и так далее. Безрадостная ситуация повторяется: Россия подтвердила готовность принять соответствующее количество студентов, их разместить на всё время учёбы и подготовить по мировому стандарту. И что же? Академия Наук Узбекистана и правительство уже сейчас начинают думать о том, чтобы и в этом случае организовать курсы по изучению русского языка, теперь уже для будущих специалистов по ядерной энергетике — преподавание в МИФИ, МФТИ, СГПУ, где их готовят, ведётся, понятное дело, на русском.
Смотрим дальше — комплексный газовый терминал в Кашкадарьинской области. Его тоже строит и финансирует Россия, являющаяся, к слову, крупнейшим инвестором в экономику Узбекистана за всю историю независимости, остальные предпочитают не вкладывать ресурсы, а вывозить прибыль — Китай, Южная Корея , Израиль. Этот терминал предполагает глубокую переработку продуктов газодобычи — на выходе будут минеральные удобрения, нефтехимия, и прочие наукоёмкие продукты. И опять та же история — нужны собственные специалисты-химики, всего около 900 на первом этапе. И опять некого послать учиться в МХТИ, в академию НГД им. Губкина и другие вузы за незнанием русского языка и, как следствие, невозможностью усвоить программу. И опять правительство сталкивается с необходимостью организации изучения русского языка уже по этой необходимой программе.
Ещё один поворот рассматриваемой темы — трудовые мигранты из Узбекистана. По данным МВД РФ, их сегодня в России до 5 500 000 человек. Это очень, очень много. Как гражданин РФ и как русский могу с полной ответственностью подтвердить, что общее мнение о них в России — позитивное. Они добросовестны, исполнительны, трудолюбивы. Они не пьют и не воруют. Разумеется, в семье не без урода и дураков и мерзавцев никто и ни в каком народе искоренить не сможет, но в целом — узбеки производят очень хорошее впечатление. Их ценят, их зовут, им платят. Большинство работодателей в России при приёме на работу мигранта отдают предпочтение именно узбеку, а не украинцу или таджику, это данность. Но и тут мёд не без ложки дёгтя.
Принимать на работу предпочитают людей старшего поколения — от 40 лет и выше, а молодёжи отказывают. Вроде бы, нелогично, но причина та же — незнание русского языка, следовательно, невозможность коммуникации на удовлетворительном уровне. Результат: молодёжь Узбекистана может претендовать в России только на низкооплачиваемую работу, не требующую высокой квалификации.
Хорошо ли это, с учётом того факта, что на заработки в РФ узбекистанцы будут ездить ещё достаточно продолжительное время в обозримом будущем? Хорошо ли то, что, например, молодой врач или инженер не сможет поехать в Россию не то, что работать, а даже учиться, повышать профессиональный уровень? И как вообще быть с подготовкой профессиональных кадров, учитывая серьёзный подрыв и учебной базы тоже с одной стороны и вышеописанные сложности и их подготовкой в России — с другой?
Тут, вероятно, можно спросить, а зачем? Может быть, этого и не нужно, есть же и другие решения. Наверное, есть Наверное, можно и не готовить свои кадры, наверное, можно нанять иностранные — в той же России. Но надо ли? Надо ли платить приглашённым иностранцам немалые деньги, попутно лишая свою собственную страну цивилизованного будущего, свой народ — собственной инженерно-технической интеллигенции, свою молодёжь — гарантированного обеспеченного будущего и отличного образования?…
Не нам и не в рамках данного короткого рассуждения это решать — мы можем только сообщить своё скромное мнение на этот счёт, а уж какие выводы будут сделаны, это время покажет.
Давайте же подведём черту под сказанным и обобщим.
Сегодня Узбекистан начинает восстановление утраченной индустриальной базы и нуждается в технологиях и в кадрах. Подвергать это сомнению не имеет смысла. И то, и другое можно почерпнуть только в единственном источнике — в России. Полагать, что есть и другие — наивно.
Россия заинтересована в Узбекистане чисто прагматически, и это заинтересованность взаимна. Таким образом, знание русского языка является для узбеков в первую очередь ВЫГОДНЫМ в самом прямом смысле этого слова. Это знание можно легко МОНЕТИЗИРОВАТЬ, инвестировать его в хорошую востребованную работу, в престижную специальность, дающую материальный достаток и социальное положение, словом — в будущее. Кто первый это поймёт, кто первый заговорит по-русски, тот и получит от жизни ценный приз. А кто не поймёт — проиграет.
Придать какой-то там статус русскому языку в Узбекистане или не придавать — это вопрос, на наш взгляд не главный. Это не имеет особого значения. Вам «шашечки» или вам надо ехать? Язык не надо как-то специально позиционировать — его надо просто изучать. В школах, в вузах, на спецкурсах — везде. Друзья мои, это ВЫГОДНО. И, надо сказать, что узбекский народ не зря всегда имел репутацию непревзойдённых торговцев, очень хорошо понимающих, где выгода есть, а где её нет. Нет сомнений, что это сработает и тут, и выгода не будет упущена. Та самая национальная культура неминуемо расставит всё по местам.
И знайте одно, никто из узбеков не против русского языка, мы против только титула, а не самого языка! Я сам изучаю русский язык, языки очень важны для народа, а титул не нужен. При всем уважением, титула не дать русского языка!
ах ты баранья падаль)
Изучать русский узбекам выгодно. Это им гарантирует более вымооплачиваемую работу за пределами Узбекистана. Поэтому русский сейчас востребован чрезвычайно. Классы с русским языком обучения переполнены. Это факт. А вот изучать узбекский неносителям языка и не выгодно и вообще нереально. Ни литературы нормальной, ничего не сделано для изучения и развития узбекского языка. Все передачи и фильмы на узбекском выходят без субтитров на русском. Даже вывески и те безграмотные. При поступлении на работу преимуществ не дает, так как для рядовых должностей требуются знания по специальности, а начальниками назначают все равно по национальному признаку даже если этот начальник в 100 тупее подчиненного.
S_pak, пусть хотя бы в Узбекистане с узбекским разберутся. Колонизировать Россию все равно не удастся. Никому ещё не удавалось. Поэтому тратить деньги на ветер, открывая учебные центры узбекского языка в России — дурь полная. Сначала не мешало бы приложить хоть какие-то усилия по изучению узбекского в самом Узбекистане. А то что ни учебник для неносителей языка — то просто ужас!
Вот и я об этом. Давайте помогать друг другу в укреплении и взаимном обогащении культур и языков. А то порой кажется что общение строится по схеме ‘янки — краснолицые’. ))) Это щютка ))) Без обид, мэм.
Так может говорить только реальная пассажирка на поезде в сторону России и которая ничего не знает про узбекскую литературу и историю. А колонизировать ЦА страны можно да? И не слишком ли вы оптимистичны насчет территориальной целостности России?
Изучать узбекский для русским выгодно.
Русским, проживающим в Узбекистане — несомненно, хотя бы на бытовом уровне. Или же Вы имели в виду Россию?
Согласен с тобой.знание узбекского языка никому не помешает
Автор слукавил, Россия уже давно не лидер в науке, ни технологически, ни в военном, ни в индустриальном смысле. Роскосмос в пример. Или же медицина (в особенности онкология) тоже в пример. Вон даже метро Москвы уже китайцы строят. Также не соглашусь что все остальные страны только вывозят прибыл а Россия вкладывает, любая инвестиция имеет цель получить прибыль, пример недавные жалобы Лукойла про долг Узбекистана в 600 млн $. Автор может даже уточнить условия СРП по месторождениям.
Изучать Русский язык также как изучения других языков выгодно. Не более того.
В тоже время в статье нельзя не заметить попытки автора оправдать попытки признание Русского языка как государственного, страшилками про индейцев и Афганистан. Кто заварил кашу в Афгане мы то помним. Ну и индейцев не особо спасло изучения языка «старших братьев».
Абдулазиз, не могу согласиться с Вами! В чём Вы видите лукавство? Вы — специалист-аналитик по вопросам обороны, промышленности и др.?
«Потрясающих достижений искусства и философии дао дэдзин и учения Будды оказалось недостаточно для противостояния броненосным крейсерам и пулемётам. И только сейчас эти страны стали приходить в себя после вековых ограблений и многочисленных войн.»
Заметьте, стали приходить в себя без придания особого статуса другим языкам.
«…окно возможностей для Узбекистана теперь открылось — это окно на север.»
А почему не на запад или восток? Так исторически сложилось? Но ведь вы пишете массовом выезде русских из Узбекистана. Хотя, я бы поправил не русских, а русскоязычных. Значит сейчас то, что исторически сложилось в Узбекистане, порушено и надо начинать сначала. А если начинать сначала, ориентироваться надо на передовые страны. Россия, в технологическом и экономическом плане, не является таковой. Возможно, за исключением военной сферы.
«Придать какой-то там статус русскому языку в Узбекистане или не придавать — это вопрос, на наш взгляд не главный.»
Вот с этим согласен. Нам не «шашечки», нам ехать. Военным, гастарбайтерам, атомщикам нужен русский язык — пусть изучают. Для этого никакого статуса не надо. Вот в Корею едут работать и изучают корейский. Но о придании какого-либо статуса корейскому я не слышал. О том, сколько корейцев живет в Узбекистане, писать не буду.