Под Самаркандом до сих пор стоит монумент сибирским казакам, погибшим еще в 1878 году. Но вспомнили о них только в 1913-ом, когда в Российской империи отмечали 300-летие династии Романовых.
К этой дате по всей стране проводилась благотворительная акция по восстановлению разрушенных церквей и возведению новых храмов и памятников, связанных с историей империи. С пониманием отнеслись к этой патриотической акции и власти Туркестанского края.
Так, в частности, на перроне самаркандского вокзала был воздвигнут памятник строителю железной дороги генералу М. Анненкову.
К юбилейной годовщине приурочили и возведение обелиска воинам Джамского отряда, захороненными в 60 километрах от Самарканда. Монумент стоит на въезде в поселок Сарыкуль на дороге в Карши. Он довольно хорошо сохранился, несмотря на свой почтенный возраст.
Знатокам среднеазиатской истории прекрасно известно, что никаких боев в ту пору между русскими и Бухарским эмиратом не было. В связи с этим возникает вопрос – откуда же взялись погибшие и похороненные в этом глухом степном краю?
За этим кроется большая политика. После завоевания Средней Азии значительно обострились политические разногласия между Британией и Россией. В 1878 году, чтобы досадить Лондону, император Александр II повелел двинуть армию в поход на Индию. Войскам достаточно было перейти беспомощный в политическом и военном отношении Афганистан, чтобы войти в северо-западную Индию, угрожая английским колониальным владениям.
Очень быстро были сформировано три спецотряда: главный — в Самарканде под началом генерал-майора Троцкого, в Фергане (Новом Маргелане) под руководством генерал-майора Абрамова, третий в Петро-Александровске под началом полковника Гротенгельма. Первый отряд должен был идти из Самарканда к месту дислокации между селениями Джам, Ибрагим-ата и Сарыкуль с переходом в Чарджуй. Здесь должно было собраться 60 pот, 25 казачьих сотен, 50 opудий и 16 ракетных станков, всего 14 тысяч солдат и офицеров.
Самый крупный отряд казаков был дислоцирован в урочище Джам, потому стал называться Джамский. Командовал им генерал-майор Троцкий Виталий Николаевич. 5 июля колонна двинулась с места. Но ситуация неожиданно изменилась.
На Берлинском конгрессе переговоры между Россией и Британией стали выруливать на примирительное соглашение и военный демарш стал не нужен. Генерал-губернатором К.Кауфманом 9 июля была получена телеграмма военного министра Милютина: «По изменившимся политическим обстоятельствам предполагающееся движение войск, вероятно, будет отменено и вскоре последует высочайшее повеление о роспуске этих отрядов».
Однако отряд Троцкого был уже в пути, на котором его нещадно косила…холера, унося жизни солдат и офицеров Сибирского казачьего полка, которых наскоро хоронили в братских могилах. И пока императорский приказ в бумажном виде дошел до Туркестана, колонна потеряла значительную часть личного состава и стала небоеспособной. Поход в Индию, обещавший новые эполеты и ордена, печально завершился, по существу, не начавшись.
Таких могил, думается, было несколько. Сохранилась только одна.
По цензурным соображениям это происшествие почти не освещалось в печати. Не приводилось никаких данных ни о причинах эпидемии, ни о количестве погибших и заболевших. Место захоронения чинов отряда было засекречено.
И по сей остается тайной, была ли это обычная вспышка холеры, характерная для тогдашнего Туркестана, или это была диверсия британских агентов, отравивших колодца в районе дислокации Джамского отряда.
Ко второму предположению склоняет следующий факт: холера почему-то свирепствовала только по ходу колонны Джамского отряда и нигде за ее пределами…
Монумент в Сарыкуле представляет собой пирамидальный постамент высотой в шесть-семь метров. В верхней части его помещен черный крест из двух полосок ржавого металла, на котором, надо полагать, раньше что-то крепилось. Под крестом сохранилась табличка с надписью «Здесь похоронены чины Джамского отряда, предназначенного в 1878 году для похода в Индию».
Монумент стоит на въезде в кишлак и никем не охраняется.
Время и люди постепенно разрушают его. Внимательному взгляду хорошо видно, что над и под крестом что-то было еще. Возможно, слова молитвы или скорби. С других сторон монумента тоже остались следы от бывших там ранее памятных табличек. Вполне вероятно, что там могли быть указаны имена тех, кто похоронен здесь.
Благодарю редакцию. Было очень интересно.
Русские Герои!