В Крыму хранят память о жертвах депортации. Выселению 18 мая 1944 года подверглись крымские татары, болгары, греки, армяне и немцы. Почему это произошло? Что говорят живые свидетели тех событий? И для кого трагедия прошлого стала поводом для пиара?
Дипломы и удостоверения из Ташкента, на столе узбекская лепешка, и даже дом он себе выбрал на одноименной улице. Вот только себя узбеком за полстолетия Джафер Юнусов так и не назвал. Забыть о родине не дали вот эти люди с фотографий. В поезд из Крыма в один конец Джафер-бей, как его называют теперь, попал с родителями еще маленьким мальчиком.
«Как в вагон сели, я помню! Мать и отец взяли с собой мед, масла топленого. Оно было у нас сразу в молочных флягах. И когда в вагон сели, никто не знал, куда едет, в чем дело. Там, по-моему, двенадцать дней ехали. Жара, в общем, тяжелое время. Мать мёд раздавала всем. По-моему, 75 или около 80 человек в вагоне,» — вспоминает Джафер.
В Узбекистане им, можно сказать, повезло: в колхозе Карла Маркса семье Юнусовых дали общежитие и работу на первое время. В Средней Азии Джафер прошел от копировщика склада до гендиректора продуктовой базы. Создал семью и построил дом. А в 57 забрал, что мог, и вернулся в Крым. «Родина есть родина. Плохая или хорошая. Здесь наши предки родились, мы тоже хотели здесь жить. Ну, живем, вот, неплохо,» — рассказывает Джафер.
Депортацию народов из Крыма провели в мае 1944 года. По официальной версии, среди жителей полуострова было много перебежчиков. Оставлять их в приграничной зоне побоялись. До Победы над врагом был еще целый кровавый год. На фронт крымчан не взяли, а отправили туда, где нужны были позарез рабочие руки, чтобы заместить тех, кто сложил головы на поле боя.
На полуострове и правда было немало тех, кто воевал против родины. Но правда и в том, что слишком многие из депортированных не имели к этому никакого отношения.
В память о тех событиях в 72-ую годовщину высылки здесь заложили мемориал.
Тогда, в 1944 году, первые составы с теми, кого принудительно выселяли из Крыма, уезжали почти с этого самого места: железнодорожная станция Сирень. Она и сейчас сохранилась в сотне метров отсюда. Ровно через три года рядом с вагоном здесь появится мемориальный комплекс, а еще мечеть и православный храм. В память обо всех народах, пострадавших от депортации.
Вместе с крымскими татарами с полуострова тогда вынужденно уехали армяне, болгары, греки, итальянцы, немцы. Сделать из трагедии повод для пиара на Украине, как рассказывают сами же местные жители, пытались два десятилетия. Пожалуй, единственный политический аспект той высылки в России — указ президента о полной реабилитации пострадавших народов.
«Двадцать три года в украинский период устраивались радикалами меджлиса политические шоу на главной площади в столице полуострова и давали возможность нечистоплотным политикам обиды прошлого привносить в современную жизнь и, тем самым, противопоставлять народы Крыма по отношению друг к другу. Данный мемориальный комплекс будет позволять крымчанам вне зависимости от национальности, не привязываясь к конкретной дате, помнить о тех скорбных минутах, давать возможность реализовывать посылы сопричастности, сострадания,» — говорит о мемориале заместитель председателя совета министров Республики Крым Руслан Бальбек.
Ровно в полдень 18 мая в крымских храмах разных конфессий помолились о жертвах той депортации. Слова духовных лидеров, и это для верующих важнее заявлений правительства, без двух толкований: помнить — нужно, ненавидеть — нет.
«Это была какая-то там политика. На сегодняшний день мы не должны все это вести к враждебным положениям. Мы должны искать совместную жизнь. Потому что те, кто это сделал, они умерли, они заслужат за свои плохие деяния. Но сейчас нам предстоит быть вместе, помогать друг другу и сплочаться,» — считает имам Рамазан Асанов.
В годовщину депортации вместе с открытием мемориала в городах Крыма зажгли свечи и повязалит голубые ленты — символ памяти о 44-ом. На станцию «Сирень» 18 мая звали и Джамалу. Ту, что песней о трагедии своего народа добилась приза на поп-сцене. Но на историческую родину певица ехать отказалась, хотя тут проживают ее родители, имеющие хороший турбизнес и российские паспорта. Мол, график певицы настолько плотный, что никак не удастся. В Крым. А вот в Киеве — пожалуйста.