Большую дискуссию вызвало присуждение Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич. Вот два мнения.
Писатель Захар Прилепин:
Для начала — в принципе не могли дать российскому писателю, даже Виктору Шендеровичу, потому что дать России в принципе нельзя. Поэтому: Евтушенко, Пелевин, Сорокин, Маканин, Искандер, Битов — любой из них мог получить, и право имеет, но такого себе мировой культурный истеблишмент не мог позволить.
Поймите теперь: это премия — она от колоссального чувства унижения. Сначала эта Олимпиада, потом Крым, потом фактически вычленили из территории Украины ДНР и ЛНР. Теперь Сирия. Бомбы из Каспийского моря летят, куда хотят. Куда прикажут, вернее. Надо же как-то ответить. И вот в качестве ответа выбрали самый нелепый, самый убогий вариант: дать премию хорошей журналистке, которая более всего славна банальными интервью с припевом: «Россия всех убила, убила, убила, всегда всех убивала и будет убивать, остановите это зло, эти рабы, они никогда не перестанут быть рабами, там Сталин и попы, и вы знаете, чем всё это заканчивается, и особенно я знаю».
Что ж вы печалитесь, друзья мои? Праздник же. Это какое-то потрясающее унижение Нобелевского комитета, который сам себя высек и осмеял. Мы всё понимаем: Бунин, Солженицын, Пастернак, Бродский. (Ни в коем случае не: Горький, Алексей Николаевич Толстой, Маяковский, Андрей Платонов, Анна Ахматова, Александр Твардовский, Леонид Леонов, Юрий Кузнецов, Валентин Распутин…)
Из последних сил однажды разродились: Шолохов. Мы всё понимаем: кому, когда и на каких условиях отсыпали от щедрот. Но даже не этом скорбном пути случались казусы. Бунин — он всё равно какой-то… русофил. Его, кстати, почти не издают в мире. Зачем еще этот Бунин, там какая-то крепостная деревня всё время. Солженицыну дали — а он то «Россия в обвале» напишет, то «200 лет вместе». Бродский — и тот оказался империалистом и ксенофобом. Надо было дать такому персонажу, который ничего подобного сделать не сможет никогда. Евтушенко, Пелевин, Сорокин, Маканин, Искандер, Битов — любой из них еще может выкинуть определенный фортель, знаем мы этих русских.
А у Светланы Алексиевич подобная программа в голове отсутствует. И вот случилось это, так сказать, изощрение. Хотя, конечно, другое слово больше подходит. Писательница, но не писательница, русская, но не русская. То, что надо. От кислой тоски и обозленности «ум больной свело» у комитета. «А я вот сейчас вам назло ткну себе в глаз пальцем». Ну, ткни. Ткнул? Хороший у тебя глаз, сиреневый.
Политолог Айнура Асакеева из Берлина
Где-то год назад наткнулась на интервью с писательницей немецкого журналиста в глянцевом журнале «Stern».
Алексиевич пользуется популярностью в Германии, ее постоянно везде приглашают и она часами рассказывает об «ужасах жизни» в бывшем СССР. Ей платят за это приличные гонорары.
Вот она пишет: «в общем-то, мы военные люди. Или воевали, или готовились к войне. Никогда не жили иначе. Отсюда военная психология. И в мирной жизни всё было по-военному. Стучал барабан, развевалось знамя… сердце выскакивало из груди…» Так она описывает нас — бывших советских — homo soveticus.
Но она не ставит в своих произведениях один из важных и главных вопросов: «А кто и что заставляло нас в нашей истории жить частенько как будто война или готовиться к ней?»
Дело в том, что мы не только позволили чуть ли не каждому встречному измываться и копаться в нашей трудной, но героической истории, в которой особо нечего стыдиться. Да, во благо светлого будущего, больших и благородных идей, в которые мы верили, погибли скорее всего лучшие и самые достойные из нас, были допущены и ошибки, мы страдали сами и несли свои внутренние потери, но мы никогда в нашей истории не провозглашали и не несли в мир человеконенавистнические националистические идеологии, чем могут «похвастаться» некоторые народы, которые стремятся сегодня учить цивилизованности других.
Мой вопрос: «А почему Алексиевич ни разу не упрекнула других — тех же немцев за то, что они не занимаются самокритикой и самоуничижением, вплоть до середины 60- х г.г. старавшихся вычеркнуть из своей памяти фашистские преступления и сейчас, сделав своим главным праздником День единства Германии, который они, конечно, имеют право праздновать, но, наверное, правильнее как окончание наказания по заслугам за свои преступления против человечества.
Они же почти полностью перечеркнули сегодня память о своих преступлениях и празднуют этот день как конец своих страданий, выставив победителей над фашизмом, которые действительно их наказали, разделив в свое время на две части, главными виновниками многих своих бед. А годы жизни в ГДР рисуют страшнее, чем годы жизни при правлении национал-социалистов.
Напомню здесь еще раз, что только в середине 60-х г.г. прошли первые судебные послевоенные процессы в Германии, когда были осуждены некоторые нацистские преступники.
Как раз в эти дни в Германии начинается показ нового фильма о прокуроре Фрице Бауэре, еврее по национальности, который осмелился бороться за то, чтобы нацистские преступники получили по заслугам, чтобы они не смогли продолжать где-то спокойненько жить после тех нечеловеческих страданий, которые они принесли миллионам людей в мире. Фильм называется «Человек против государства» и в нем речь идет о том, что против раскрытия преступлений выступила тогда в 60-х г.г. почти вся Германия, предпочтившая вместо самосуда и самокритики окунуться в массовую амнезию.
Немцы не хотели тогда, не хотят и сейчас заниматься самоуничижением, собственноручным распятием себя на кресте. В отличие от нас, бывших советских они даже этим фильмом почти превозносят себя сегодня, показывая какие они особенные, что снимают такие неприятные моменты из своей истории. Но нельзя забывать, что это всего лишь художественный фильм!
В реальной же жизни идет смакование якобы повальных изнасилований американскими, английскими и особенно русскими, точнее бывшими советскими солдатами немецких женщин после вхождения войск союзников в Германию.
То и дело по телевидению выступает та или иная немецкая престарелая женщина и со всеми подробностями описывает, как ее по очереди насиловали по нескольку солдат. Вполне вероятно, что такие случаи были в годы войны, но сегодня это преподносится в Германии так, как будто не Германия была виновницей развязывания войны, а союзники, особенно бывшие советские.
Популярный в Германии модератор так разошелся в ходе своего расспрашивания в подробностях об изнасиловании немецкой женщины, что начал очень рьяно призывать наказать сегодня виновных, судить, заставить платить компенсации и прочее. Единственное, что его чуть-чуть угомонило, когда один немецкий историк заявил, что и немецкие солдаты в годы войны распевали не только свои военные марши.
Еще хотелось бы отметить, что немцы, если и занимаются критикой негативного в своей истории, то только сами, особо не позволяя этого никому из иностранцев.
Мир так был занят в послевоенный период почти сразу наступившей холодной войной, что по-настоящему заниматься нацистскими преступлениями не хватило времени и никому не было дела. Главным врагом «цивилизованного», свободного западного мира чуть ли не сразу провозгласили бывший СССР с его «коммунистическим тоталитарным режимом».
Мне вдруг подумалось, что возможно этот ход, быстрое начало холодной войны был продуманной и спланированной акцией, в том числе и чтобы отвлечь внимание после войны от преследования крупных нацистских преступников, бежавших и нашедших укрытие в странах Латинской Америки и др., пытавшихся всеми силами замести за собой следы.
В ближайшие дни в стенах одного крупного и авторитетного Научного европейского центра в Берлине пройдет семинар по ситуации в Украине. Просмотрев повестку дня, ознакомившись с именами докладчиков и приглашенных сразу бросилось в глаза, что рядом с фамилией одного украинского журналиста указано, что он из Лемберга.
Для информации: Лемберг — это немецкое название Львова — города на Украине. Даже в немецких новостях, по Первому немецкому телевизионному каналу ARD Львов уже давно Лемберг. Повестка дня семинара пестрит пунктами о «неоимперской, экспансионистской» политике России в отношении Украины, «преступном» захвате Крыма и пр. На семинар приглашены украинские, а точнее пронемецкие активисты, которые будут «отрабатывать деньги, щедро вкладываемые немецкими фондами и другими организациями в деятельность в Украине», якобы направленную на поддержку демократических реформ и сближения страны с Европой.
Румынской немке Герте Мюллер уже присудили не так давно тоже Нобелевскую премию по литературе. Она «отчиталась», описав преступления коммунистического режима в Румынии. Теперь премию получила белоруска Алексиевич, обозвавшая себя и целые поколения бывших советских людей совками. В Германии, например, это одна из любимых тем — порассуждать о Советах, их преступлениях и пр.
Не удивлюсь, если в недалеком будущем Нобелевскую премию по литературе получит писатель из Центральной Азии или Грузии или еще какой республики бывшего Союза, который опишет поднимаемые потихоньку сегодня темы о «голодоморе казахов», русской и советской «колонизации», например, Центральной Азии или Кавказа и др. Добавлю еще, что «научных проектов» на эту тему и др., финансируемых в т.ч. европейскими и др. западными научными программами уже имеется предостаточно. Какие цели преследуют все эти проекты?