Москва кровно заинтересована в мирном урегулировании острого политического кризиса на Украине.
Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
По ее словам, 1 сентября состоялась очередная встреча Контактной группы в формате видеоконференции с участием представителей России, Украины, ОБСЕ, Донбасса, совместного центра по контролю и координации и специальной мониторинговой миссии ОБСЕ для фиксации хода реализации достигнутой ранее сторонами договоренности о прекращении огня в связи с началом нового учебного года и обеспечения ее выполнения.
-С удовлетворением констатируем последовательное снижение числа нарушений режима прекращения огня, начиная с 28 августа, и их отсутствие 1 сентября. При этом отмечаем необходимость сохранения «режима тишины» и в дальнейшем.
Следующее заседание Контактной группы запланировано на 8 сентября, в ходе которого важно добиться выхода на подписание дополнения к минскому Комплексу мер от 12 февраля по отводу танков, минометов до 120 мм и артиллерийских орудий до 100 мм, а также приложения к нему по мерам верификации. С целью подготовки заседания Контактной группы на 4 сентября запланировано проведение очередной встречи в формате видеоконференции.
В соответствии с договоренностью президентов России, Германии и Франции готовится встреча министров иностранных дел стран «нормандской четверки». Российская сторона внесла свои предложения на этот счет. Рассчитываем, что встреча состоится уже на следующей неделе.
Разумеется, одним из важнейших вопросов урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины является его политическая составляющая, а именно, налаживание прямого диалога между Киевом и Донбассом, реализация Минских договоренностей в части проведения конституционной реформы на Украине.
В этой связи напомним ключевые положения Минских соглашений, содержание которых четко зафиксировано и они не подлежат вольному толкованию и, тем более, извращению.
Речь идет о том, что поправки в Конституцию Украины в части, касающейся статуса Донбасса, должны быть согласованы с этими территориями и должны включать конкретные элементы децентрализации. Эти элементы децентрализации подразумевают определение статуса русского языка, особые экономические возможности для указанных регионов и многое другое. Повторю, что все это должно быть записано в Конституции Украины по согласованию с Донецком и Луганском.
Однако вместо всего этого в проекте конституционной реформы Украины украинские власти записали фразу, которая включена в раздел так называемых «Переходных положений», имеющих временный характер, о том, что в отдельных районах Украины может быть установлен некий особый порядок местного самоуправления, определенный неким отдельным законом.
Вызывают удивление, что при обсуждении проекта конституционной реформы в Киеве вместо налаживания внутриукраинской дискуссии почему то стали опять кивать на российскую сторону, заявляя, что, мол, в «Москве очень нервничают», что «Кремлю не понравились изменения в Конституцию», что «МИД России забраковал украинскую конституционную реформу» и тому подобное.
Авторитетно заявляем, что в Москве хотят только одного – скорейшего мирного урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины и неукоснительного выполнения Киевом взятых на себя обязательств по Минским соглашениям, в том числе в плане проведения реальной, а не мнимой конституционной реформы.
Что касается предстоящих местных выборов на Украине, в том числе на Юго-Востоке страны, то, как известно, именно выборы являются наиболее эффективным способом волеизъявления народа, показателем настроений населения граждан. Препятствовать такому волеизъявлению, а тем более запрещать проведение выборов – недемократично.
Вынуждены обратить внимание на то, что на фоне в целом более активного и конструктивного обсуждения ситуации на Украине на международных площадках в Киеве вновь зазвучали воинствующие заявления, принимаются решения, которые направлены на эскалацию внутриукраинского конфликта, делаются попытки переложить на других ответственность за развязывание гражданской войны на Юго-Востоке страны, еще более осложнить российско-украинские отношения.
Так, в утвержденной на днях Советом национальной безопасности и обороны военной доктрине Украины главной угрозой страны объявлена Россия, при этом планируется дальнейшая передислокация украинских вооруженных сил на Восток и Юго-Восток страны. Вряд ли такая безответственная политика будет способствовать консолидации украинского общества.
Не способствует мирному успокоению в регионе и проведение американо-украинских военно-морских учений в Черном море.
Подчеркнем: урегулирование острейшего кризиса на Украине возможно только мирным путем на основе неукоснительного выполнения сторонами внутриукраинского конфликта Минских договоренностей при солидарных и скоординированных усилиях международного сообщества.
Россия к этому готова.