Российские инвестиции в Узбекистан за последнее время достигли внушительной цифры почти в 10 млрд долларов.
Только в прошлом году инвесторы из России влили в экономику республики почти 3 млрд долларов, в этом ожидается еще 5 млрд долларов.
Западные инвесторы не только вкладывают меньше, но и подход к принятию инвестиционных решений у них принципиально другой.
Американские и европейские компании готовы вкладывать только в те отрасли, которые гарантируют быстрое получение прибыли. Как правило, это проекты в добыче природных ископаемых, завязанные на местной недорогой рабочей силе. Налицо тактика «большого хапка».
Помнится с большой помпой в Ташкенте открылся американский моторный завод. Прилетела на открытие сама Хиллари Клинтон. В своей речи, она назвала цифру этой инвестиции – 500 миллионов долларов. И чем все кончилось?
Через несколько лет завод стал не нужен США из-за массового перехода на выпуск «электричек». И они его продали узбекскому правительству, вернув таким образом потраченные деньги.
Совершенно иной подход отличает Россию.
При ее прямом участии вошли в строй современнейший Ташкентский металлургический завод, автозаводы Lada и «КАМАЗ», заработали индустриальные парки в Чирчике и Джизаке, на очереди такие же парки в Навои и Бухаре. А это значит открываются блестящие возможности запустить десятки прочих проектов.
Под стартапы запускается совместная инвестиционная платформа с капиталом 500 млн долларов. А общий портфель совместных проектов достиг уже 45 млрд долларов!
Это лишний раз красноречиво говорит о том, что для России Узбекистан-стратегический партнер, сотрудничество с ним носит не ситуативный, но долгосрочный характер.
«После прихода к власти Шавката Мирзиева между двумя странами были убраны многие барьеры,-делится Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических иссследований «Каспий-Евразия».-Проблемы создал Ислам Каримов, который делал ставку на Запад. В Узбекистане был искусственно обанкрочен пятый в мире по мощности авиационный завод им. В.Чкалова, долгое время не было конвертации национальной валюты, крахом и уголовными делами завершился приход в страну «Балтимора» и Вин-Биль-дана», других российских инвесторов. Наконец, Узбекистан отказался вернуть долг за кредит, взятый еще при Ельцине, что автоматически лишало республику российских ссуд и преференций»
Плотина рухнула и только за прошлый год в Узбекистане было создано более 700 новых предприятий с российским капиталов, а всего их уже более трех тысяч. И это еще мало, если знать, что в соседнем Казахстане их более 20 000.
—Именно Ислам Каримов в 2008-ом остановил вступление Узбекистана в Таможенный союз, переросший в ЕАЭС. В обмен Запад снял с Ташкента санкции за подавление мятежа в Андижане. Но с исторической и экономической точки зрения это был проигрышный ход, оставивший Узбекистан на обочине регионального развития, считает эксперт.
Шавкату Мирзиееву пришлось срочно наверстывать упущенное. Он восстановил мир и сотрудничество с ближайшими соседями по Центральной Азии, а потом и шагнул в ЕАЭС. Пока, правда, в статусе наблюдателя, но это понятно-партнеры за это время ушли далеко вперед.
Россия, скажем, совсем не против вступления Узбекистана в ВТО. Напротив, его нормы и правила во многом еще больше откроют возможности для сотрудничества, ведь члены ЕАЭС давным-давно сдали этот экзамен.
Отрадно, что наконец-то разрешился вопрос с АЭС, он слишком долго бросал тень недоверия на сотрудничество между нашими странами. Это заставит замолчать противников проекта и за рубежом, и внутри республики. И даст новый шанс на прогресс узбекской экономики, стремящейся стать динамичной и эффективной.
Для России, верится, смысл в том, чтобы стоять рядом, работать вместе, дополняя наши экономики взаимовыгодными проектами. Здесь нет никаких препятствий.