О том, что ждет Интернет в ближайшем будущем рассказывает член редакционного совета журнала ENERGY. Transmission&Distribution Вячеслав Масенков.
Уходим в онлайн
В самом начале Всемирную сеть довольно часто называли виртуальной реальностью. Суть этого термина сводилась к тому, что в сетевом пространстве действительно возникала новая реальность, с одной стороны, напоминающая реальную жизнь, с другой — отличающаяся от нее и воплощающая мечты о том, чего не получилось сделать в реальности.
Сегодня можно смело сказать, что правда жизни оказалась еще более неожиданной, нежели можно было полагать в начале 2000-х. В интернет уходит все, что казалось бы, просто невозможно представить находящимся в Сети. В результате судить о том, что имеет место сейчас — виртуальная реальность или реальная виртуальность, — с каждым днем становится все труднее. В последние годы этот процесс перешел на новую стадию, когда все то, что было в онлайне на web, стремительно переходит на мобайл.
Виртуальные тренды
Как мы уже отметили выше, уход повседневных процессов в интернет становится повсеместным. На этом фоне необходимо указать на сразу несколько трендов, в соответствии с которыми и протекает этот самый процесс.
Уход в web, а затем и в мобайл является одним из них.
«Такой тренд оказывает влияние на многое в интернет-индустрии, начиная с того, что сильно меняется визуализация, — отметил Масенков. — У всего того, что уходит на мобайл, полностью меняется интерфейс. Дизайн в значительной степени упрощается, меняются технологи взаимодействия с пользователем».
Впрочем, несмотря на все это, визуальный эффект продолжает оставаться ключевым. Более того, его роль возрастает как на web, так и на мобайле. Возросшее предложение и возможности пользователя быстро переключаться с одного виртуального ресурса на другой, делает главной задачей захват и удержание пользователя на ресурсе. Как только пользователю что-то становится неудобно, он легко перескакивает на другое. Кому это удается, тот и становится лидером.
«Потому, что у пользователя сильно выросла возможность переключиться на что-то другое, все акцентируются на том, что его надо зацепить очень быстро, — пояснил Масенков. — Это касается и веба, и мобильных приложений. Лояльность к отдельно взятому сайту и приложению сильно изменилась. Если пять — семь лет назад у мобильных приложений было значительно большее время (ознакомительного) использования, то сейчас это два — три дня. Если пользователю что-то не понравилось, он сносит приложение и чаще всего к нему больше не возвращается. Самое главное сейчас для всех — удержать пользователя. Это задача номер один для всех компаний, связанных с интернетом».
Следующим интернет-трендом можно назвать невиданный рост e-commerce. Офлайн-торговля переходит в онлайн везде, за исключением разве что каких-нибудь сельпо, хотя и здесь, наверняка, возможны варианты. «Это глобальнейший тренд, которого нельзя не заметить, — сказал Масенков. — И, если говорить о том, что вообще сейчас в Рунете популярно, я бы сказал, что e-commerce — наиболее растущая категория. За прошлый год она выросла процентов на 35. Понятно, что половину этого прироста «съела» девальвация, но порядка 15 — 20% ежегодного роста сегмент демонстрирует».
Примечательно и то, что, несмотря на данные социологических исследований, говорящих о снижении потребительской активности, прогнозируется, что и в этом году прирост сектора e-commerce составит порядка 40%.
Следующий тренд в современном развитии интернета — агрегация. И она касается всех без исключения сегментов Сети. Наиболее очевидна агрегация в онлай- СМИ, когда в дело вступают ресурсы, собирающие у себя контент (преимущественно новостной) с самых различных средств массовой информации. Ничуть не меньше агрегация коснулась и сектора торговли и услуг. Примерами тому можно считать ресурсы по продаже одежды или оказания услуг такси.
Одним из самых главных, или самым главным трендом современного интернета является, конечно же, развитие и изменение роли социальных сетей.
«Десять лет назад соцсетей, по сути, не было, — напомнил Масенков. — Facebook в России появился в 2006 году, более или менее популярным он стал в 2007 — 2008 годах, тогда же примерно появилась и сеть «ВКонтакте». Но в то время это были ресурсы, что называется для любителей. А сегодня они существуют для всех. Они довольно быстро вытеснили все остальное, а именно некогда любимый всеми ЖЖ, огромное количество онлайн-СМИ. Сегодня многие просто в них живут».
Действительно, для многих молодых людей понятие интернета как такового вообще исчезло, вся жизнь проходит в ВК. И, с точки зрения СМИ, наверное, социальные сети сейчас их главный конкурент. Для многих они полностью заменили все другие источники информации.
Утром в газете, вечером…
Надо признать, что средства массовой информации — это область, облик которой интернет успел изменить в наибольшей степени.
«Сила бренда СМИ для пользователя девальвировалась, — подчеркнул Масенков. — Отчасти от того, что ухудшилось качество самих СМИ, которых к тому же стало еще и очень много. И из-за того, что интернет переполнен информацией, для пользователя уже не важно, кто первым опубликовал ту или иную новость. Я помню, что лет десять назад РБК, РИА «Новости» и «Интерфакс» соревновались друг с другом за скорость выхода новостей. Счет шел на секунды, и тогда это было важно. Сейчас для пользователя абсолютно все равно, минутой раньше или получасом позже новость была опубликована. Он ее узнает из разных каналов, чаще всего — из социальных сетей или от друзей, которые перепостили ее в тех же соцсетях. Поэтому время выхода новости сегодня уже не важно, не так важен и бренд источника информации, а также его специализация. Так, например, многие узнают экономические новости из «Комсомольской правды», а спортивные — из РБК. Площадок много, а информационный поток возрос в разы».
Надо признать, что это далеко не все изменения, привнесенные интернетом в область СМИ. Вал новостной информации привел к тому, что читателя уже практически не интересует «тело» новости. Он вполне может ограничиться чтением одного только заголовка, или, на худой конец, анонса.
Кто сильнее — слон или кит?
На фоне всего сказанного выше возникает резонный вопрос: во что выльется противостояние онлайн СМИ и соцсетей и кто в конечном счете выйдет из него победителем.
Несмотря на активную экспансию соцсетей, классические онлайн-СМИ хоронить преждевременно. Соцсети не смогут полностью заменить СМИ. Эксперты склоняются к тому, что в будущем можно будет увидеть некий симбиоз СМИ и социальных сетей, участники которого будут удачно дополнять друг друга.
«Я вообще считаю, что в ближайшие два — три года на медийном рынке произойдет что-то, что позволит снизить объем так называемого. информационного шума, — сказал Масенков. — Тут либо появятся специальные и очень сильные фильтры, либо произойдет персонализация СМИ. По сути, каждый пользователь будет видеть свой набор информации, причем сильно отфильтрованной и сильно ограниченной».
Когда-то пользователь тратил десять минут в сутки на то, чтобы что-то почитать в Сети, сейчас — в среднем два часа. Но время в сутках не резиновое. По сути, сегодня мы почти достигли некой точки информационного насыщения. Человек не может все время ходить и смотреть в телефон или планшет. Рост в этой сфере еще будет продолжаться, прежде всего — за счет носимых гаджетов (очки, часы), а также за счет новых технологий, которые будут отжимать информацию. Но информационное насыщение наступит неизбежно, и в этом можно даже не сомневаться.
Естественный отбор
И все же говорить о том, что развитие интернета приведет к исчезновению онлайн-СМИ в их классическом виде преждевременно. Напротив, эксперты сходятся во мнении, что в медиа будут происходить примерно те же процессы, что и в остальном онлайне, например, в ретейле. То есть самые крупные игроки превратятся в мультифункциональные холдинги, которые будут доводить информацию до пользователя всеми возможными способами, проникая во все ниши и присутствуя на всех видах мобильных устройств. Средние игроки будут очень жестко друг с другом конкурировать и пытаться вытолкнуть с рынка, а мелкие буду массово появляться и массово умирать.
Примечательно, что в этом случае, нет основания полагать, что мелкие онлайн-СМИ вымрут, как динозавры. Потребность в самовыражении и самореализации у человека одна из базовых, поэтому всегда будет большое количество персоналий, которые будут пытаться сделать какое-то свое СМИ. А дальше все будет зависть от того, несколько велики амбиции у этого человека.
«Если для него это хобби, он может содержать его достаточно долго, не пытаясь сделать рентабельным, — пояснил Масенков. — Если это некая небольшая компания, для которой это важно, она тоже может его довольно долго поддерживать, не пытаясь сделать прибыльными. Или это будет узкоспециализированное СМИ. Я, например, знаю СМИ для яхтсменов. Оно дает очень мало информации, но очень ценной для тех, кто увлекается яхтингом. Оно вполне себе жизнеспособно и даже окупаемо, потому что любителям этого вида спорта не сложно заплатить $20, чтобы у себя такое приложение поставить. А поддерживает его всего один человек. Нишевые мелкие СМИ не только имеют право на существование, но, как я считаю, их будет становиться все больше, и они будут вполне успешными. Если же говорить о СМИ, которые хотят существовать в сколь-либо широком поле, то они будут недолго жить и быстро умирать».
А трафик откуда?
Что касается прогнозов относительно источников интернет-трафика, то ими, скорее всего, будут социальные сети. По словам Масенкова, на ближайшие пару лет они останутся основным источником трафика, и, может быть, станут еще большим генератором трафика для многих СМИ. «Если говорить опять же про медийку, то здесь, я думаю, будет увеличиваться роль новостных агрегаторов, — отметил эксперт. Она на протяжении последних четырех — пяти лет непрерывно увеличивается на западных рынках, и я вижу, что она достаточно быстро увеличивается и в России. Соцопросы показывает, что число читающих через мейл-новости, яндекс-новости, anews достаточно быстро растет. Людям по сути этого достаточно, у них исчезает потребность выходить на отдельные СМИ».
Екатерина ТРОФИМОВА, Максим НЕСТЕРОВ