Соединенные Штаты не собираются уходить из региона, заявил помощник госсекретаря по Южной и Центральной Азии Роберт Блейк в Вашингтоне. А потому все страхи напрасны.
По его словам, в частности, не стоит опасаться Исламского движения Узбекистана, которое насчитывает сотни боевиков.
«Идеологию насилия в подавляющем большинстве отвергнет население Центральной Азии», — убежден помощник госсекретаря.
По его мнению, главные опасность -подавление демократии и отсутствие экономических возможностей.
«Свобода выражения мнений и активное гражданское общество — это далеко не угроза, а ценные механизмы обратной связи», считает Блейк.
Не забыл он, по традиции, лягнуть и Москву.
По его мнению, усиленный контроль над неправительственными организациями в России «эхом отразился в Центральной Азии». Хотя Москва просто взяла на вооружение американский закон об иностранных агентах. Но что позволено Юпитеру…
Более того, Блейк считает, что подавление свобод, коррупция, транснациональная преступность, слабость верховенства закона — не только опасность для бывших советских республик, но это «может угрожать безопасности Соединенным Штатам и их союзникам».
Каким образом, Блейк, правда, не расшифровал.
Голова у него болит о другом. Как совместить борьбу правительств с салафитами, ваххабитами и прочими «независимыми мусульманами» с правами человека.
В чем-то американец, несомненно, прав.
«Тенденция обвинять соседей в своих проблемах препятствует сотрудничеству, которое необходимо для решения транснациональных вопросов», — подсказал Блейк.
Выход он видит в расширении связей между бывшими вашими советскими республиками и Афганистаном, Пакистаном, ЕС. То есть, в американской политике Нового Шелкового пути. Но только не в СНГ, а тем более в Евразийском союзе.
Блейк не скрыл главного:
-Этот регион, на перекрестке Востока и Запада … очень важен для нас.
Любопытно, что все эти мысли помощник Госсекретаря США высказал на специальной двухдневной конференции по вопросам ислама и политики на евразийском пространстве. Она собрала американских действующих и бывших дипломатов, представителей научных кругов и независимых экспертов.