На 79% вырос спрос на грузовые автоперевозки из Узбекистана в Россию с начала года. О чем это говорит?
Только об одном — о росте межрегионального сотрудничества между двумя странами. Бизнесу больше не нужны уговоры и разные подпорки, он увидел свою выгоду и энергично делает деньги.

«Очевидно, что экономический ландшафт резко изменился в последнее время, — считает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Россия надолго потеряла европейские рынки и партнеров, стало ясно, что не ждут там и узбекский бизнес — слишком много бюрократии и искусственных препонов. Трезвый расчет убеждает искать выгоду поблизости, на старых, проверенных рынках, которые бурно развиваются под влиянием цифровизации. Ситуация крайне выигрышная после ухода из России европейского бизнеса, оставившего огромные ниши. Занять их, освоить, нарастить объемы — вот что движет нынче деловыми людьми».
На последнем Петербургском международном экономическом форуме бросились в глаза многочисленные контакты между представителями России и Узбекистана.
Так, томский губернатор Владимир Мазур обсудил с узбекским послом Ботиржоном Асадовым «дорожную карту» по сотрудничеству с Андижаном и Кашкадарьей.
Архангельский губернатор Александр Цыбульский Асадова застолбил за своим регионом Навои и Ташобласть.
Проблему технопарка обсуждал глава Башкирии Радий Хабиров с узбекским вице-премьером Жамшидом Ходжаевым.
Всех переплюнул Олег Кожемяко из Приморья. Свой недавний визит в Узбекистан он закрепил шикарными гастролями Русского драматического театра из Владивостока в Ташкенте, Самарканде и Фергане: сто артистов и пять фур с декорациями.
На сегодня подавляющее большинство российских регионов уже работают с Узбекистаном. Прямые контракты и проекты превысили четыре миллиарда долларов. Это складские помещения, поставки фруктов и овощей, лесоматериалов, кондитерской продукции.
Это легко заметно даже по прилавкам магазинов. После снижения и отмены импортных пошлин со стороны Узбекистана покупатели охотно раскупают российскую молочку, шоколад, сыры, колбасы, говядину и курятину.
Это, впрочем, лежит на поверхности. Внимания заслуживают глубинные сдвиги в отношениях между двумя странами.
Например, вполне обыденным смотрится еще недавно невозможный даже теоретически визит узбекской делегации во главе с заместителем министра иностранных дел Одилжоном Абдуллаевым в Казань, его прием Рустамом Миннихановым. А обсуждали они долгосрочные проблемы неизбежной трудовой миграции.
Перед этим в Татарстане побывали представители АО «Узкимёсаноат». Первый заместитель председателя правления компании Евгений Коржиков и начальник управления по локализации, расширению кооперационных связей и оптимизации импорта Абдухамид Саломов приехали за современными технологиями в области композитных материалов, нефтехимии, фармацевтики.
8 июля Путин и Мирзиеев говорили по телефону. Даже на фоне острой международной обстановки они не забыли о сентябрьском форуме межрегионального сотрудничества. Это говорит о многом.
Действительно, время дорого. Мы видим, как энергично вторгается в регион Китай. Он не останавливается перед многомиллионными инвестициями, активно захватывает ниши в зеленой энергетике, в переработке мусора, в дорожном строительстве, в связи, не говоря уже о поставках ширпотреба. После ввода в строй железной дороги через Киргизию этот натиск может превратиться в нашествие. И нужно спешить, пока, как говорится, поляну не зачистили окончательно.
Впереди — непочатый край работы, Россия и Узбекистан переживают острую фазу модернизации, чтобы не выпасть из глобальной повестки дня. Межрегиональное сотрудничество хорошо тем, что оно лишено привычной бюрократии за счет прямых личных контактов, живого интереса предпринимателей, желающих освоить новые территории, масштабировать свой бизнес.
От властей требуется только одно. Поддерживать здоровую, благоприятную обстановку.
Увы, уже не раз вокруг российского бизнеса вспыхивают скандалы, раздуваемые буквально на ровном месте. Это касается Яндекса, маркетплейсов, некоторых СП. Причем громче всех слышны голоса блогеров и СМИ, связанных с Западом. Что, конечно, не случайно — наивных давно нет.


Предпоследний абзац в два предложения…. Это об Узбекистане или все-таки о России?