Польша, Швеция и Германия заявили о высылке российских дипломатов. Таким образом эти государства ответили на решение Министерства иностранных дел России объявить персонами нон грата сотрудников посольств этих стран за их участие в незаконных акциях 23 января.
«Решения Польши, Германии и Швеции как раз являются необоснованными, недружескими, являются продолжением той самой череды действий, акций, которые предпринимает Запад в отношении нашей страны и которые мы квалифицируем как вмешательство во внутренние дела», — сказала официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова в эфире телеканала «Россия 1».
Наряду с этим Захарова сообщила, что Германия ответила отказом на четвёртый запрос Генеральной прокуратуры по инциденту с Навальным.
«Германская сторона ответила отказом на просьбу Генеральной прокуратуры России опросить Марию Певчих, сославшись на то, что её адрес на территории ФРГ якобы неизвестен. При этом, по данным из открытых источников, она встречалась в Германии с Алексеем Навальным, круглосуточно находившимся под охраной спецслужб ФРГ, а в день его вылета из Берлина в Москву была в числе провожавших», — заявила Захарова.
Она также указала, что Берлин не предоставил «никаких данных о результатах токсикологического исследования следов яда, якобы обнаруженных на бутылках из-под минеральной воды», которые Певчих вывезла из томской гостиницы в Германию.
«Власти ФРГ также отказались сообщить какие-либо сведения об экспертах, исследовавших бутылки, и отказали в их опросе», — пояснила она.
Наряду с этим министр иностранных дел РФ Сергей Лавров прокомментировал открытое письмо работающего в Швейцарии врача-невролога Виталия Козака. Напомним, в конце января специалист указал на нестыковки в статье журнала The Lancet, посвящённой якобы «отравлению» Навального.
Лавров отметил, что «любые вопросы и обоснованные сомнения, касающиеся этого дела, обязательно требуют прояснения». В то же время дипломат подчеркнул, что страны Запада пытаются сделать «тему Навального» основной в диалоге с Россией, и указал на отказ ФРГ «добросовестно удовлетворить» официальные запросы Генпрокуратуры РФ.
«Германские власти сначала ссылались на то, что информация на сей счёт засекречена, поскольку её обнародование позволило бы российской стороне понять, какими знаниями обладает бундесвер в сфере химического оружия. Затем аргументация изменилась. Стали делать упор на то, что Навальный запрещает передавать какие-либо сведения, включающие его персональные данные, российской стороне», — заметил он.
Говоря об утверждениях Германии об «отравлении» Навального, Лавров указал, что этой линии поведения «откровенно подыграл» технический секретариат ОЗХО, прибегнув к непрозрачным процедурам оказания содействия. В частности, не была обнародована конкретная формула вещества, якобы обнаруженного в биоматериалах.
«То есть нам предлагают верить им на слово, одновременно выдвигая в неприемлемо ультимативной форме требования о возбуждении российскими правоохранительными органами уголовного дела по, как они утверждают, «доказанному факту отравления» Навального боевым отравляющим веществом. Логичные указания на то, что в таком случае эти западные страны утаивают ключевую улику вероятного преступления, которая по нашим законам необходима для открытия уголовного дела, отметаются без внятного объяснения. В общем, круг замкнулся», — заявил глава МИД РФ.
Российский министр также предполагает, что спецслужбы ФРГ помогали Навальному в создании фильма о «дворце в Геленджике». Об этом, по его словам, свидетельствуют посещение блогером здания бывшей резидентуры советской разведки в Дрездене и демонстрация материалов из папки, которую презентуют как «личное дело Путина».
«Ясно, что попасть в это здание и тем более получить доступ к неким архивам невозможно без сотрудничества с официальными властями ФРГ — скорее всего, с их спецслужбами. Одно это говорит достаточно о подоплёке всей этой истории и о той роли, которую играл и играет Запад на всём протяжении её раскрутки в международном медийном пространстве», — сказал он.
«Мы обратились за разъяснениями на сей счёт к МИД ФРГ, откуда нам через несколько дней сообщили, что допуск Навального к упомянутым архивным материалам был согласован соответствующим германским ведомством, а в самих переданных ему материалах «не было ничего секретного». Комментарии излишни», — заключил Лавров.