Москва идет на серьезные затраты в Средней Азии, чтобы, с одной стороны, укрепить свое влияние в странах ЦА, а с другой — подстраховать себя от негативных последствий вывода в 2014 году войск НАТО из Афганистана. Заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин рассказал в интервью “Коммерсантъ” насколько оправданны эти траты.
— Вырабатывая политику по отношению к странам Центральной Азии, Россия относится к ним как к общности или работает с каждой страной отдельно?
— Это, простите, слишком абстрактные клише. Центрально-Азиатский регион важен для России, Россия важна для него в целом и для каждого государства в отдельности. Мы учитываем самобытность каждого из пяти государств, с пониманием относимся к отстраиванию их внешних связей, решению внутренних проблем. Наши отношения в ряде случаев по взаимному желанию возведены в ранг стратегического партнерства и даже союзничества. Кроме того, Россия и ее центральноазиатские друзья тесно сотрудничают в СНГ, ОДКБ, а также Таможенном союзе, выросшем из ЕврАзЭС.
Общая история, давние, насыщенные торгово-экономические связи России и ЦА берут свое начало в далеком досоветском прошлом. Мы долгое время были частью одной страны, а менталитет за 20 лет не улетучивается, поэтому наши народы и лидеры хорошо понимают друг друга.
— При этом в регионе много проблем. Одни только споры вокруг водного баланса чего стоят.
— В России хорошо понимают, что проблемы региона могут быть решены только при наличии политической воли образующих его государств. Мы открыты для содействия им в этом.
Так, например, решая задачу строительства Камбаратинской ГЭС-1, необходимой для энергобезопасности Кыргызстана, мы выступаем за максимальный учет интересов всех стран ЦА. Именно поэтому был инициирован четырехсторонний диалог, положивший начало коллективному обсуждению одной из острейших региональных проблем — водопользования. В первом заседании приняли участие Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. Правда, позднее Узбекистан приостановил работу в группе. Несмотря на это, обо всех шагах по проекту в полном объеме информируем Ташкент. Россия — не сторонник принципа «разделяй и властвуй». Мы искренне стремимся помочь странам региона решать проблемы коллегиально.
— А в целом помощь региону дорого обходится России?
— На двусторонней и многосторонней основе Россия оказывает существенное — по меркам мирового донорства — содействие государствам ЦА. Не буду голословным и приведу ряд цифр. Помощь России странам ЦА в 2008–2012 годах составила, по самым приблизительным подсчетам, более $1 млрд. Здесь не учтены расходы на подготовку тысяч студентов и специалистов в самых разных областях, от гражданских до военных. Помимо этого с учетом экономических реалий мы идем на списание отдельным странам ЦА внешней задолженности перед РФ.
В случае с Кыргызстаном, экономика которой пока нуждается в поддержке, будет осуществлено списание в общем счете около $500 млн. Россия поставляла и поставляет в регион нефтепродукты на беспошлинной основе, что можно рассматривать как форму субсидирования экономики государства-получателя. Выпадающие доходы российского бюджета измеряются сотнями миллионов долларов США. Осуществляется нами поддержка государственного бюджета некоторых стран — прямая или через Антикризисный фонд ЕврАзЭС. И это далеко не все.
— Cамые тесные отношения у России с Казахстаном. Однако и тут есть проблемы, в частности вокруг Байконура. Последняя авария усложнила ситуацию?
— Характер наших отношений с Астаной позволяет двум странам конструктивно решать любые, даже порой драматичные проблемы.
Казахстанская сторона проявила взвешенный подход к ситуации с аварийным завершением пуска ракеты-носителя «Протон-М» 2 июля. Проведенные специалистами РФ и Казахстана исследования подтвердили отсутствие фактов нанесения вреда здоровью населения города Байконура и близлежащих населенных пунктов, а также ухудшения качества среды обитания. Определен порядок дальнейших совместных действий по ликвидации последствий аварии. По завершении работы аварийной комиссии мы проинформируем казахстанскую сторону о причинах аварии и принятых мерах по их исключению в ходе применения ракет-носителей «Протон-М».
— А в чем здесь российский интерес, ведь в Амурской области уже строится альтернативный космодром?
— Байконур обеспечивает возможность запуска космических аппаратов практически на все необходимые орбиты: низкие, средние и высокие. Его аренда обеспечивает нам доступ в космос во всем спектре исследовательских задач. Космодром Восточный в Амурской области находится на этапе строительства, перевод на него с Байконура части задач по обеспечению запусков космических аппаратов запланирован на 2015–2018 годы. В ближайшие годы космодром Восточный не сможет стать полной альтернативой Байконуру. Впрочем, и после того, как Восточный будет готов, у России сохранятся планы по совместному с Казахстаном использованию Байконура на десятилетия вперед.
— Россия планирует вложить серьезные суммы в энергетические проекты в Кыргызстане. С учетом нестабильной ситуации в этой стране — недавно в стране вновь прошли волнения — насколько защищенными являются российские инвестиции?
— Как я уже отметил, крупным шагом вперед в развитии нашего экономического сотрудничества с Кыргызстаном стало начало реализации проектов по строительству Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Помимо этого в июле подписано российско-кыргызского межправсоглашение о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории КР. Российская компания ОАО «Газпром» намерена инвестировать крупные средства в развитие газовой отрасли Кыргызстана. Защищенность российских инвестиций в данные проекты обеспечена положениями соответствующих соглашений. Исходим из того, что законные интересы российских инвесторов будут неукоснительно соблюдаться. В этом заинтересованы и власти страны.
— А в чем смысл для России и «Газпрома» сделки по приобретению «Кыргызгаза»? Там же гигантские долги и нет гарантий поступлений платежей в будущем. Это политическая сделка?
— Экономическая составляющая наших отношений со странами Центральной Азии, в частности с Кыргызстаном,— это не арифметика и не алгебра. Это вложение в будущее стран ЦА и в наши стратегические интересы. Если мы хотим налаживать долговременное сотрудничество с таким небольшим по размеру государством, как Кыргызстан, мы должны идти на определенные затраты, помогать экономике развиваться, в том числе вкладывая свои средства в неэффективно работающие структуры, помогать им набирать обороты. Это происходит не только в Центральной Азии, но и в других регионах.
— РФ также готова потратить $1,1 млрд на перевооружение киргизской армии. В чем смысл таких трат? Согласовали ли Москва и Бишкек номенклатуру изделий, которые будут охвачены программой?
— Мы заинтересованы в поддержании мира и стабильности во всем регионе ЦА, в том числе с учетом фактора «Афганистан-2014». Кыргызстан, как наш союзник и партнер по ОДКБ, играет важную роль в этом процессе.
Исходя из нашего общего понимания угроз национальной и региональной безопасности, было принято решение об углублении российско-кыргызского взаимодействия в военной и военно-технической областях. Особо хочу отметить значение подписанных в сентябре прошлого года документов о сотрудничестве в военной области, прежде всего соглашения об объединенной российской военной базе на территории Кыргызстана, создающего правовые основы нашего взаимодействия с республикой в данной сфере на долгие годы.
Во исполнение имеющихся договоренностей Россия намерена оказывать помощь партнерам в комплексном переоснащении киргизских вооруженных сил. Вопросы, связанные с оказанием такой помощи, в том числе по объемам, номенклатуре и срокам, прорабатываются по линии оборонных ведомств двух стран. Убежден: укрепление оборонного и антикризисного потенциала Кыргызстана в широком смысле будет отвечать интересам всех ее соседей и союзников по ОДКБ.
— Планируется ли финансовое участие России в переформатировании арендуемой США авиабазы Манас в гражданский порт в 2014 году?
— В сентябре прошлого года киргизская сторона предложила РФ принять участие в проекте модернизации столичного аэропорта Манас, создания на его базе транспортно-логистического центра. Российская сторона откликнулась на это предложение.
Проработка вопроса по возможным параметрам участия России в проекте ведется по линии транспортных ведомств и авиационных властей двух стран. Уже проведено несколько раундов таких консультаций. К проекту проявляют также интерес ряд крупных российских компаний. Так, например, в апреле ОАО «НК “Роснефть”» и ОАО «Международный аэропорт Манас» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития нефтепродуктообеспечения, а ООО «Новапорт» изъявило готовность в партнерстве с ОАО «НК “Роснефть”» начать проработку проекта строительства новых топливно-заправочных комплексов близ международных аэропортов Манас и Ош. Ведутся переговоры с киргизскими коллегами и относительно модернизации и реконструкции инфраструктуры в аэропортах Манас и Ош. Такие коллективные усилия чрезвычайно важны. Думаю, что их результат должен проявиться уже в 2014 году.
— На модернизацию ВС Таджикистана Россия готова потратить более $200 млн. Кроме того, Москва согласилась предоставить льготный режим таджикским мигрантам и отменить экспортные пошлины на поставки ГСМ. Тем не менее Душанбе тянет с ратификацией заключенного в прошлом году соглашения о продлении аренды 201-й российской военной базы. Там хотят больших уступок со стороны России?
— 201-я российская база — самое крупное сухопутное формирование российских вооруженных сил за пределами нашей госграницы. Она по праву считается форпостом России на южных рубежах СНГ. Сам факт ее присутствия — инструмент обеспечения стабильности в Центрально-Азиатском регионе, значение которого, безусловно, будет возрастать с учетом 2014 года. Разумеется, нахождение российской военной базы на территории нашего союзника по ОДКБ на длительную, до 2042 года, перспективу отвечает и интересам безопасности России, позволяет на планомерной основе совершенствовать ее сдерживающий и стабилизирующий потенциал.
РФ действительно взяла на себя обязательство помочь Душанбе в модернизации армии Таджикистана. Согласование этих вопросов вступает в заключительную стадию. Как заявил недавно президент Владимир Путин, в России все необходимые процедуры по вступлению в силу вышеупомянутого соглашения уже выполнены, в Таджикистане близки к завершению. Это же подтвердил и Эмомали Рахмон в ходе недавнего визита.
Помимо этого мы пошли на подписание с Таджикистаном соглашений, отменяющих пошлины на поставляемые Россией нефтепродукты, а также вводящие льготный режим пребывания трудовых мигрантов. Эти соглашения полностью готовы к применению. Их вступление в силу произойдет одновременно с ратификацией нового соглашения по российской военной базе, как и было условлено между сторонами.
— То есть эти соглашения взаимозависимы и без одного не будет другого?
— Мы ожидаем, что парламент Таджикистана ратифицирует подписанное соглашение по 201-й базе уже в ближайшее время,— рассчитываем на сентябрь. Мы же будем выполнять свою часть договоренностей четко, рассчитываем на то, что наши партнеры пойдут этим же путем.
— А это правда, что с таджикской стороны весной звучали дополнительные требования — увеличить российский взнос на модернизацию их армии и дать гарантии инвестиций со стороны РФ в гидроэнергетику Таджикистана? “Ъ” писал об этом 19 марта. Таджикская сторона не опровергла эти сообщения, но заявила, что речь идет не о «требованиях», а о «пожеланиях».
— В таких пожеланиях нет ничего необычного. В той мере, в которой мы способны, эти пожелания будем реализовывать.
— Но они не должны стать условием для выполнения уже достигнутых договоренностей?
— Вы абсолютно правильно это сформулировали.
— Беспокоят ли Россию переговоры Вашингтона и Ташкента о поставках части вывозимого из Афганистана западного оружия и оборудования в Узбекистан?
— Мы знаем, что Узбекистан ведет диалог с западными партнерами об условиях передачи части оборудования и вооружений, используемых в Афганистане. Насколько можно судить, речь идет о так называемом «несмертоносном» имуществе, главным образом о подержанном военном оборудовании, в том числе о бронемашинах, трейлерах для перевозки танков, средствах связи, бульдозерах, заправщиках и т. д.
Исходим из того, что Узбекистан как суверенное государство самостоятельно определяет направления и характер сотрудничества со своими партнерами в военно-технической сфере. На мой взгляд, передача западными странами военного имущества, ранее использовавшегося в Афганистане,— это одномоментный акт. Наше же сотрудничество с Узбекистаном в данной сфере строится на постоянной основе, в прочных договорно-правовых рамках.
В частности, договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном 2005 года предусматривает взаимодействие в сфере модернизации, реформирования вооруженных сил и оснащения их современным вооружением, подготовку в России офицерских кадров для узбекской армии и проведение совместных мероприятий по боевой подготовке. Это сотрудничество с нашим стратегическим партнером будет продолжено.
— Правильно ли я понимаю, что спор вокруг бипатридов в Туркменистане разрешается посредством компромисса: Ашхабад обещал выдать всем желающим загранпаспорта нового образца, а власти РФ обещали повторно внести на рассмотрение Госдумы протокол о прекращении действия соглашения 1993 года о двойном гражданстве? Владимир Путин внес в Думу протокол. А как туркменская сторона выполняет свои обязательства?
— Действительно, 3 июля президент РФ внес в Госдуму проект федерального закона о ратификации протокола о прекращении действия соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства. Проект получил положительную реакцию профильного Комитета по делам СНГ и соотечественников. Предполагается, что Госдума вернется к этому вопросу по возвращении с парламентских каникул.
В соответствии с ранее достигнутой договоренностью на высшем уровне туркменская сторона с 17 июля начала прием документов от лиц с двойным гражданством по поводу оформления загранпаспортов Туркменистана нового образца. К настоящему моменту новые паспорта уже фактически получили более 10 тыс. бипатридов. Прием заявлений от этой категории лиц продолжается.
Для наших парламентариев принципиально важно, чтобы процесс паспортизации бипатридов был целостным и включил в себя всех подавших заявления бипатридов независимо от даты получения ими второго гражданства.