Первая архитектурная достопримечательность европейского Самарканда для любого въезжающего на Абрамовский бульвар со стороны Регистана – это двухэтажная гимназия.
В 1870-е годы на западной, пустовавшей окраине Самарканда, возник европейский город. Населяли его большей частью люди военные, офицеры и нижние чины. Позднее здесь обосновались купцы, предприниматели и ремесленники, крестьяне и уральские казаки. Город рос и развивался. Появились банки, страховые компании, промышленные предприятия, магазины, рестораны, школы и училища нижней ступени, парки и скверы. В 1888 году в Самарканд пришла железная дорога. А еще через пять лет город торжественно отметил 25-летие своего вхождения в состав Российской империи. Но одна, весьма важная проблема, так и не была решена: в Самарканде не было ни одного среднего учебного заведения.
Вопрос о необходимости учить своих детей в родных пенатах неоднократно поднимался перед властями, но дело, в силу различных объективных и субъективных обстоятельств, не сдвигалось с мертвой точки.
Летом 1893 года в самаркандской газете «Окраина» была опубликована полемическая заметка под названием «Где нам учить детей?». Автор ее, пожелавший остаться неизвестным, в резкой форме выразил общее мнение горожан. Он сетовал на то, что самаркандцы, не имея возможности дать детям среднее образование в своем городе, посылают их в Европейскую Россию. Ближайшие же к Самарканду учебные заведения находятся на расстоянии более двух тысяч верст: «А знает ли читатель, что такое посылать туда детей? Вот для примера: семья, зажиточная, правда, — она тратит ежегодно на переезд детей туда и обратно, с проездом сопровождающей их матери, больше 600 рублей в год. И сколько таких родителей!.. Ну, а те, которые совсем не могут, за неимением средств, посылать детей за тридевять земель учиться, что им делать? Ведь подумайте только, от Баку до Ташкента, на расстоянии 2000 верст, нет ни одного учебного заведения. И это в стране цветущей, хлебной, как Самаркандская область, например. Стыдно нам, право: имеем два клуба, театр, суды, банки, образцовую тюрьму, разные частные и благотворительные учреждения, подумываем об открытия музея и библиотеки, а нет у нас среднего учебного заведения для наших детей… Близится новый учебный год и нам следует об этом вопросе подумать… Говорят, что для постройки гимназии уже отведен даже участок. За чем же тогда дело стало? За энергией и инициаторами». Если у горожан хватит энергии, чтобы позаботиться об устройстве средне-учебного заведения, полагал анонимный автор, то и правительство тоже придет к ним на помощь.
«Нам остается выяснить, — было сказано в заключение, — какого типа средне-учебное заведение более всего необходимо в Самарканде, но об этом до следующего раза. А теперь от души пожелаем, чтобы заметка наша не осталась гласом вопиющего в пустыне»…
Прошло, правда, еще несколько лет, прежде чем женская гимназия – первое среднее учебное заведение в Самарканде — была открыта. Это событие произошло в 1899 году. Ее предшественницами были женское приходское училище и Мариинское женское 4-х классное училище. Все эти поочередно сменявшие друг друга заведения находились в одном и том же здании на углу Кауфманского проспекта и Катта-курганской улицы (ныне улицы А. Навои и Мирзо Улугбека). В этом арендованном частном доме было девять небольших комнат, швейцарская и узкий коридор. Пять комнат занимали учебные классы, одна комната отводилась для класса приготовительного. Две комнаты служили учительскими – женская и мужская. Оставшаяся комната была одновременно приемной и помещением для молитвы.
В связи с тем, что количество классов и учащихся ежегодно увеличивалось, уже в самом начале ХХ века возникла насущная необходимость строительства нового здания для женской гимназии, ибо полторы сотни ее учениц просто не вмещались в старое приспособленное помещение. Однако для этого нужны были значительные средства, которыми ни министерство, ни областные власти не располагали.
И все же выход из, казалось бы, обреченной на неудачу затеи был найден: город просто подарил под строительство нового здания гимназии обширный участок земли на восточной оконечности Абрамовского бульвара. Это был поистине дорогой подарок, ибо бульвар считался самой дорогой и климатически здоровой частью Самарканда. Кроме того, территория будущей гимназии находилась в наиболее зеленой зоне города, так как большая часть бульвара представляла собой лесопитомник, основанный еще в 1870-е годы, и отделявший европейскую часть Самарканда от мусульманской.
Бульвар, получивший имя своего создателя – начальника Зеравшанского округа генерал-майора А.К. Абрамова, представлял собой заросший кленами, тополями, карагачами, акациями и айлантусами тенистый зеленый массив протяженностью 490 саженей (1044 метров) и имевший 60 саженей ширины (128 метров). Саженцы этих деревьев и кустарников выращивались здесь же, в срединной и западной частях бульвара биологом, чиновником особых поручений при главе округа Михаилом Ивановичем Невесским.
Средства же на само строительство гимназии волевым решением были собраны в городах и уездах, входивших в состав Самаркандской области. Общая стоимость ее была скрупулезно подсчитана: смета составила 142 тысячи 182 рубля и 10 копеек!
После этого был назначен специальный «Комитет по постройке здания Самаркандской женской гимназии», приказ о составе которого был в газете «Туркестанские ведомости» (№59 от 25 июля 1902 года). В него вошли семь человек: военный губернатор Самаркандской области генерал-лейтенант Мединский, директор женской гимназии Дьячков, областной инженер Дубровин, начальник Самаркандского уезда полковник Черневский, преподаватели женской гимназии Васильев и Гинкул. Производителем строительных работ был назначен начальник Самаркандской инженерной дистанции полковник Исаев.
Проектировать здание гимназии поручили Г.М. Сваричевскому (1871—1936).
Архитектор Георгий Михайлович Сваричевский родился в Кишиневе в семье скромного служащего. Отец его мечтал сделать сына агрономом, но Георгий поступил в Петербургский институт гражданских инженеров. После окончания института в 1895 году, подающему надежды архитектору, предложили выбор: остаться в Петербурге для строительства консерватории или поехать в Туркестан на сооружение железной дороги Самарканд-Андижан.
Сваричевский выбрал Восток и, прибыв в Самарканд, получил место техника по гражданским сооружениям Самарканд — Андижанской железной дороги с веткою на Ташкент. Проработав в Самарканде год, Георгий Михайлович перебрался в Ташкент и стал чиновником особых поручений по строительной части при канцелярии Туркестанского генерал-губернатора и архитектором Управления учебных заведений края. Вполне закономерно, что именно ему – архитектору Управления учебных заведений края — и было поручено создать проект самаркандской гимназии. Можно предположить и то, что в выборе зодчего сыграли свою роль и родственные связи: главным инспектором училищ Туркестана был в то время Федор Михайлович Керенский (отец будущего главы Временного правительства России), старшая дочь которого – Надежда – была супругой Г. Сваричевского.
Кандидатура Георгия Михайловича не вызывала сомнений у столичных властей: в течение нескольких лет после отъезда из Самарканда Сваричевский стал известнейшим архитектором Туркестана, по проектам которого было построено множество значительных зданий в Ташкенте.
Отличительной особенностью его творчества можно считать то, что работал он в так называемом «русско-византийском» стиле, сочетая европейские и российские традиции. Все созданные им здания имели характерные черты: сложенные из жженого кирпича местной выделки они не оштукатуривались и поэтому имели характерный буро-жёлтый цвет. Фасады его домов обычно оформлялись фигурной выкладкой и дополнялись лепными однотонными вставками и железными украшениями в виде балюстрад, решеток и перил…
С 1908 по 1918 год Г. М. Сваричевский служил главным инженером по строительству при Туркестанском генерал-губернаторе. А после большевизации края он, будучи одним из создателей первого на востоке страны высшего учебного заведения — Туркестанского народного университета, был избран его проректором и занимал эту должность два года. Одновременно читал лекции на техническом факультете этого же университета.
Проживал в Ташкенте Сваричевский со своей семьей в доме, построенном по его же собственному проекту. Дом этот сохранился до настоящего времени и ныне в нем располагается посольство Великобритании в Узбекистане.
За оригинальные архитектурные проекты в 1926 году Комитет по заведыванию научной частью ЦИК СССР утвердил Г. М. Сваричевского в должности профессора по кафедре архитектуры САГУ. Кипучая деятельность Георгия Михайловича оборвалась десять лет спустя…
Захоронение семьи Сваричевских на Боткинском кладбище Ташкента
Проект был завершен в короткие сроки и газета «Туркестанские ведомости» 4 августа 1902 года сообщила, что «на Абрамовском бульваре, рядом с уездным управлением, уже приступлено к возведению здания для женской гимназии с интернатом. Здание предполагается двухэтажным, оно будет иметь сорок саженей по фасаду, сзади примыкает густой сад»…
Весной 1904 года строительство женской гимназии в Самарканде было полностью завершено. Оно стало вторым двухэтажным сооружением города: до него лишь расположенный напротив, на правой стороне бульвара, Русско-китайский банк горделиво возвышался над приземистыми одноэтажными постройками Самарканда. Несмотря на некоторую сухость и схематичность архитектурного облика, здание женской гимназии, украсившее Абрамовский бульвар, в начале XIX столетия стало крупнейшим сооружением областного центра.
Внешне архитектура этого кирпичного сооружения была весьма проста. Выделялась лишь его центральная часть, где был применен выступающий входной портик. И ритм высоких полу циркулярных окон по второму этажу с двумя декоративными ступенчатыми фронтончиками по углам. Актовый зал, расположенный на втором этаже, был помещен над входным вестибюлем, что позволяло развить и повысить центральный объем здания, сделать его центром всего композиционного решения.
Новая гимназия располагала полным комплектом учебных классов, служебных и подсобных помещений. На первом этаже ее помещались приготовительный и первый классы гимназии, библиотека и кабинеты директора, врача, музыкальный салон и канцелярия. Тут же находились квартиры директора, главной надзирательницы, письмоводителя, классной надзирательницы и экономки. Еще две комнаты служили столовыми «для завтракающих гимназисток». Одна комната отводилась под туалет.
На втором этаже были расположены восемь учебных классов, физический кабинет и класс для рисования. Здесь же находились две учительских комнаты, кабинет главной надзирательницы, упомянутый выше актовый зал и алтарь. Занятия в новом здании начались со второго полугодия, а освящение гимназии, согласно действовавшим в Российской империи православным традициям, было проведено 27 октября 1904 года.
Это учебное заведение прекратило свое существование в 1918 году в связи с большевизацией края. В 1927 году, когда Самарканд был первой столицей советского Узбекистана, в здании бывшей гимназии был организован Узбекский педагогический институт, который в 1930 году преобразовали в Узбекскую государственную педагогическую академию. В 1933 году педагогическая академия и медицинский институт Самарканда были объединены в единую структуру, получившую название Узбекский государственный университет.
Через некоторое время после этого в здании бывшей женской гимназии обосновался биологический факультет местного университета, с 1961 года именуемого Самаркандским государственным. За минувший век неоднократно переименовывался и сам бульвар, который сегодня называется Университетским.