Узбекский национальный ансамбль «Все свои» собирает аншлаги в Рязани.Больше 10 лет назад Алишер Камельджанов приехал погостить в Рязань, а встретил здесь свою позднюю любовь и решил навсегда связать судьбу с этим городом.
Самаркандский пролог
С «маэстро» (так Алишера Рахимовича называют друзья) мы встретились в небольшом офисе продюсерского центра на улице Есенина. Как только я пришла, Алишер Камельджанов первым делом сел за фортепиано. Он и его друзья Зулайхо и Ихтиандр Кадыровы вместе исполнили мелодичную песню на узбекском языке. И только после этого мы начали беседу.
— Чудесная песня. А о чем в ней поется?
— О любви, — ответила председатель общественной организации «Рязанская местная узбекская национально-культурная автономия «АЛМАЗ» Зулайхо Кадирова. — Наверное, так душевно и профессионально исполнять ее у нас получается потому, что у руководителя нашего ансамбля в жизни есть именно такая трогательная любовь, о которой поется в этой узбекской национальной песне.
Алишер Рахимович улыбнулся и, опережая меня, обещал чуть позже рассказать о своей главной музе, а пока предпочел ответить на вопросы, связанные с карьерой и творческой деятельностью.
— Во время выступления вашей группы «Все свои», которое состоялось в сентябре в рамках Дней узбекской культуры в Рязани, был настоящий аншлаг. Как вам удается завоевывать любовь публики?
— С каждым годом наш коллектив развивается в творческом плане: мы стали чаще выступать на различных городских и областных мероприятиях, даже свои поклонники, признаться, появились. Однажды после концерта нас буквально окружили барышни с одним-единственным вопросом: «Нам так нравятся ваши песни, когда же выйдет диск с записью?» И такие слова признания и поддержки всегда очень приятны.
— Но ведь вы исполняете преимущественно национальные песни на узбекском языке! Как доносите их смысл до рязанских слушателей?
— В узбекских национальных песнях поется о том же, о чем и в русских, — о любви, о семье, о родине. Поэтому их смысл близок и понятен всем нашим слушателям. А передать оттенки чувств помогает музыка. Мы используем как современную музыкальную технику, так и узбекские национальные инструменты.
— Главная цель творческого коллектива «Все свои» — познакомить рязанцев с многогранностью культуры и искусства узбекского народа, его традициями и обычаями, — добавила Зулайхо Кадирова. — Хотя в репертуаре эстрадной группы не только узбекские песни. Ребята прекрасно исполняют русские романсы, композиции Френка Синатра и другие популярные музыкальные хиты.
— Расскажите о своих родителях. Наверняка они повлияли на становление вашей музыкальной карьеры?
— Безусловно. Родился я в городе Самарканде в 1963 году в творческой семье: отец работал дирижером в музыкальном драматическом театре. Еще в раннем детстве он прослушал меня и решил, что у меня хороший слух. Из родного Самарканда мне был один путь — в ташкентскую музыкальную школу по классу фортепиано, а оттуда — в консерваторию.
Здесь студент-пятикурсник встретил свою первую любовь — красавицу Халиду. Девушка училась на первом курсе и впервые участвовала в «студенческой весне», где ее и заприметил Алишер. Молодые люди встречались недолго. Сразу после того, как молодой человек окончил консерваторию, они сыграли шумную свадьбу. Это было в 1985 году. Вскоре у новоиспеченных супругов родился сын Акмаль. Алишер учился в аспирантуре, затем остался преподавать при кафедре. Жизнь семьи Камельджановых шла своим чередом, но тут в стране грянула перестройка, а затем последовал развал Советского Союза, который перевернул с ног на голову судьбы многих людей.
Любовь на родине Есенина
— Какие перемены произошли в вашей жизни в это время?
— С развалом страны моя работа перестала быть столь востребованной, карьера пошла под откос, затем последовал развод с женой. После развала страны многие мои друзья стали искать свое место теперь уже за границей — в России. В 2000 году бывшие коллеги-музыканты пригласили меня поработать в Коломне руководителем эстрадного ансамбля. Терять мне было нечего, и я согласился на это предложение.
— Трудно ли было бросить все на родине и уехать в чужую страну?
— Россия никогда не была для меня чужой, здесь живут многие мои друзья и коллеги, да и сам я за время работы успел поездить по стране. Как и многие мои соотечественники, русский язык еще со школьных лет знал в совершенстве. Никаких серьезных проблем при обустройстве на новом месте не возникло. Меня поддерживали друзья, увлекала новая работа, было трудно, но интересно.
— Как вы оказались в Рязани?
— С детских лет я зачитывался стихами Есенина и всегда мечтал побывать на его родине, в селе Константиново. Целых три года я жил всего в 100 километрах от этого замечательного места, но съездить туда все никак не получалось. Летом 2003 года мы с друзьями как-то неожиданно собрались вместе, сели в машину и отправились на экскурсию в Константиново, к дому, где когда-то жил великий поэт. Здесь же, на лоне природы, в этот день отдыхали и женщины из Рязани. Мы быстро нашли общий язык и решили объединить наши компании в одну. Вечер пролетел незаметно: разговоры и шутки лились рекой. Но я, признаться, был покорен только одной женщиной — Ларисой.
— Чем же покорила вас простая женщина из Рязани?
— В Ларисе Владимировне меня привлекла не внешность, хотя она, безусловно, красивая женщина. Больше поразили душевные качества: доброта, женственность, понимание. Весь вечер мы беседовали только с ней. Она тоже в восторге от поэзии Есенина, буквально боготворит его. Мы читали друг другу любимые стихотворения, и это еще больше нас сближало. После этой судьбоносной встречи Рязань стала для меня второй родиной.
Он часто приезжал к своей Ларисе Владимировне и до сих пор, спустя 10 лет, называет свое позднее счастье так уважительно, по имени и отчеству. Забота и доброта этой женщины поразили не только Алишера, но и всех его друзей.
— Однажды он приехал в Рязань, чтобы навестить Ларису Владимировну, остановился в гостинице, чтобы не стеснять ее, — рассказывает Зулайхо Кадирова. — Вечером они вместе пошли гулять по городу. Неожиданно Алишер Рахимович почувствовал себя плохо, стало покалывать сердце. Лариса отвела его к себе домой и всю неделю ухаживала за ним, не давая сделать лишнего движения. Навестить Алишера Рахимовича приезжали друзья, в том числе и мы с мужем, и каждого гостя она встречала с таким теплом и заботой, словно для нее это были родные люди.
— С Ларисой я словно ощутил второе дыхание и вкус к жизни. Я даже не думал, что в нашем возрасте еще можно так любить, — продолжил он. — Признаться, именно она заставила меня наладить связь с родными из Узбекистана и сыном, с которыми до этого момента не общался уже много лет. И я очень благодарен ей за то, что она подтолкнула меня к этому непростому, но важному шагу. Сейчас у нас с сыном прекрасные отношения, он учится в Арабских Эмиратах, но летом Акмаль обязательно приезжает к нам в гости.
Старейшина «АЛМАЗА»
Во время нашего разговора со спектакля вернулась Лариса Федотова и с легкостью включилась в беседу.
— Расскажите, как складывались ваши отношения с Алишером Рахимовичем. Как отнеслись родные и друзья к вашему позднему браку, какие трудности возникали у вас на пути?
— Знаете, я никогда не думала, что со мной может произойти такое, ведь я была уже не молода. В юности я вышла замуж за военного и в 30 лет осталась вдовой… Долгие годы после потери мужа я не могла даже смотреть на других мужчин, в одиночку воспитывала сына. Сейчас он уже взрослый, живет в Санкт-Петербурге, у него своя семья. Поначалу, когда я рассказала ему о своих отношениях с Алишером, он воспринял эту новость в штыки: зачем все это, ведь мы уже не молоды?
Я очень сильно переживала из-за такого отношения. Но когда сын приехал в Рязань и пообщался с Алишером, то был поражен его высоким интеллектом, широким кругозором, добротой и чувством юмора. В этого человека невозможно не влюбиться, с ним так легко общаться, и в то же время я всегда могу на него положиться, он всегда поступает мудро и взвешенно.
Своей житейской мудростью Алишер Рахимович делится и с молодым поколением. По узбекским традициям, он является аксакалом — старейшиной, а значит, входит в состав комитета старейшин узбекской национально-культурной автономии «АЛМАЗ».
В задачи комитета входит решение насущных проблем, разрешение противоречий между молодыми людьми. Земляки, умудренные опытом, дают советы молодежи как в рабочих, бытовых, так и в личных делах.
— В каких же ситуациях люди обращаются к старейшине?
— Люди приходят ко мне с самыми разными просьбами. Молодая женщина обратилась за советом: стоит ли прощать измену мужу? Дело это не простое, но я сказал, что нужно набраться терпения и простить, ради семьи, ради деток. А в другой раз пришел молодой спортсмен с такой проблемой: ему нужно было ехать на соревнования и из-за этого отменять свидание с девушкой. Он боялся, что любимая обидится на него. Как поступить в такой ситуации? Я объяснил ему, что общественные интересы должны быть выше личных, ведь на этих соревнованиях он представляет не только себя, но и свой город, свою страну, и девушка должна это понять и гордиться своим любимым. Так и вышло. За советом в семейных делах ко мне часто обращается и сын Ларисы Владимировны Сергей, и я всегда готов помочь ему.
В прошлом году мы наконец решили официально оформить наши отношения, но в ЗАГСе нам почему-то дали на раздумье целых три месяца, будто бы нам не хватило для этого целых 10 лет, — смеется Алишер Рахимович. — Мы собирались на даче всей нашей большой компанией, чтобы отпраздновать это событие.
— Их дом — добрый приют для всех, вне зависимости от возраста, вероисповедания и национальности, — подытожила Зулайхо Кадирова. — В доме у Алишера и Ларисы за одним столом собираются русские, узбеки, татары, корейцы и люди других национальностей. Алишер Рахимович сам готовит плов и рыбу, за столом рекой льются песни, шутки, и никто не чувствует себя чужим на этом празднике жизни.
Мария Ракчеева, Рязань