18+
24 Ноября 12:20
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

С антирусским привкусом

В республиках Средней Азии продолжается процесс противопоставления местных жителей и русских. Одним из инструментов такой национальной политики стали искусственно раздуваемые трагедии прошлого. 

Так, в Киргизии в эти дни на государственном уровне отмечается столетие Среднеазиатского восстания против России 1916 года.

К этой дате власти готовились заранее. Соответствующий указ президент Алмазбек Атамбаев подписал еще в мае прошлого года. При этом он подчеркивал, что Киргизия — единственная страна в регионе, где скорбная дата имеет государственный статус. Указ, в частности, предусматривает организацию захоронений останков жертв на местах массовой гибели людей в 1916 году и установку там обелисков. Поставят памятник и в столице — Бишкеке. На все это из довольно скудного бюджета Киргизии было выделено 172 тыс. долларов.

«Свои» — киргизы противопоставляются «чужим» — русским, против которых они даже восстали в 1916 году, таков идеологический посыл памятной даты. Подобно тому, как украинцам требуется голодомор, чтобы постоянно напоминать о «клятых москалях», или полякам нужна Волынская резня для противопоставления себя тем же украинцам.

Восстание 1916 года началось в июле в городе Ходжент Самаркандской области. Поводом для него стал царский указ о привлечении на тыловые работы мужского населения российского Туркестана от 19 до 43 лет. В ответ безграмотные и нищие толпы бросились вырезать тысячи русских переселенцев, преимущественно стариков, женщин и детей, поскольку мужчины в массе своей были призваны на фронт. На киргиз-казахов мобилизация не распространялась из-за незнания русского языка и отсутствия военной подготовки. В итоге бунт жестоко подавили. Сотни тысяч местных жителей ушли через перевалы в Китай, где и нашли погибель.  По этой причине описываемые события называют также Уркун — исход.

Немалую роль в разжигании розни и ненависти к русским сыграла Османская империя, уже вступившая тогда в Первую мировую войну. Турецкие эмиссары распространяли на территории Туркестана антирусские воззвания с исламской окраской.

«Мусульмане! Царствующий над нами Халиф Ислама — Турецкий Султан ведет войну с Россией и другими ей союзными государствами. Каждый мусульманин должен сочувствовать этой священной войне Султана и обязан немедленно жертвовать на ее нужды и во благо войны всего мусульманства. А тот, кто не в состоянии жертвовать, тот должен сам встать в ряды сражающихся против неверных… Настало время освобождения от власти гяуров-русских…» — призывали местных декхан.

В свою очередь, эмиссары Германии действовали в пограничном китайском Синьцзяне. Именно оттуда готовилось восстание в российском Семиречье.

Любопытно, что многие участники восстания горячо поддержали приход Советской власти, которую сегодня опять-таки обзывают колониальной. Но тогда отношения между русскими и киргизами резко улучшились. И если в 1916 году киргизы уклонялись даже от тыловых работ, то в Великую Отечественную войну на фронт отправились сотни тысяч призывников и добровольцев.

Здесь, например, формировалась знаменитая Панфиловская дивизия. А о подвиге «матери 150 детей» — Токтогон Алтыбасаровой, выходившей детдомовцев блокадного Ленинграда, и вовсе знала вся страна. На этих теплых воспоминаниях и держались межнациональные отношения в стране уже после распада СССР. Это, однако, не всех устраивает.

Те, кто хочет сделать из киргизов обиженную русскими нацию, с удовольствием подогревают тему. Почему нет, раз само государство отмечает памятную дату?

В 2013 году несколько общественных организаций Киргизии даже подписали резолюцию, в которой потребовали от официальной Москвы признать «геноцид киргизского народа» во время подавления восстания. Кроме того, ими было выдвинуто требование о выплате «кун-выкупа за невинно убиенных предков». Недалек тот час, когда найдутся желающие поставить вопрос об этом и в парламенте страны. Благо, что там на более чем сотню депутатов приходятся всего семь русских. А потом и в какой-нибудь Гааге или ООН. Тот факт, что виноватой в жестоком подавлении восстания считают царскую администрацию, а не Россию, и вовсе не имеет значения. Когда будет нужно, эти понятия совпадут, подобно тому, как украинские националисты, начав свою декоммунизацию, быстро перешли к дерусификации. Кутузов и Суворов в одночасье оказались не менее «плохими», чем Ленин и Сталин.

Это, кстати, отлично понимают наши недруги вовне России и Киргизии. Экс-депутат парламента Кабай Карабеков считает, что вопрос о восстании носит не исторический, а политический характер.

«В прессе по теме выступают не историки, а политики, — обращает он внимание. — Конференции проводят с участием турок и американцев, хотя их страны не имели отношения к этим событиям. Многие историки, занимающиеся тематикой Уркуна, получают деньги из зарубежных фондов, преимущественно английских».

Вот так, все как везде. Сначала деструктивная версия истории популяризируется с помощью медиа, прививается, вживляется в сознание нации, а потом наступают уже политические, а порой и физические последствия идеологической диверсии.

 Так, тихие опыты с украинством профессора Грушевского на кафедре Львовского университета столетие спустя закончились Майданом и войной в Донбассе. В Средней Азии, в Киргизии, такое тоже возможно. И вряд ли для этого понадобится целый век, учитывая, что продвижением опасной версии истории системно занимается само государство.

Сергей Аксенов

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности