России важно поддерживать независимость и самостоятельность своих соседей по Евразии.

Самым важным источником оптимизма в отношении международной безопасности на подавляющей части континентальной Евразии является высокая степень автономности расположенных там государств. Очевидно, что их политика мало зависит от крупных внешних игроков. И это гарантирует купирование конфликтов, разрушительных для безопасности всего региона.
Мы понимаем при этом, что по периметру Евразии на западе, юго-западе и северо-востоке расположены государства, которые в настоящее время лишь относительно самостоятельны. И это создаёт предпосылки для того, чтобы создаваемые ими международно-политические ситуации становились действительно взрывоопасными. Неопределённой пока остаётся судьба юго-восточной оконечности Евразии, где уже серьёзно соприкасаются американские и китайские интересы. Однако есть основания думать, что такие страны, как Вьетнам, смогут и в будущем сохранять независимость своих решений даже от тех держав, на политическую поддержку которых они опираются в решении своих задач регионального значения.
Таким образом, сохранение всеобщего мира и стабильности на пространстве континентальной Евразии имеет под собой более чем объективные основания, что позволяет говорить о возможных способах дополнить эти предпосылки созидательной деятельностью расположенных там государств. В число которых входят сейчас Китай, Россия, Индия и другие страны Южной Азии, а также весь регион Центральной Азии и Афганистан. В наиболее уязвимом положении находится Иран, поскольку он вовлечён в прямой конфликт с государством, являющимся близким союзником державы, для которой безопасность и мир в Евразии представляет собой вопрос не выживания, а международной дипломатии.
Интересы собственного развития и безопасности остаются первостепенными по отношению к любым видам внешних обязательств и связей. Иными словами, положение Китая, России, Индии, стран Центральной Азии, Афганистана или Пакистана в Евразии и мире в целом не является производной от того, какие позиции занимает их союзник. Само собой, для малых и средних стран большое значение имеют экономические связи и политическая поддержка со стороны более могущественных членов международного сообщества.
Однако эти связи и поддержка не означают, что внешняя политика таких государств, как, например, Казахстан, Монголия или Пакистан, определяется в контексте интересов иного участника мировой политики. Она, даже учитывая интересы крупных держав, является автономной и основана на естественном для нормального государства стремлении к выживанию и развитию.
Поэтому России стоит поддерживать любые начинания своих друзей и соседей, способные усилить социально-экономическую основу их самостоятельности. При этом все мы отдаём себе отчёт, что единственным ограничителем такой самостоятельности является возникновение формальных союзнических отношений с внерегиональными державами и превращение своей территории в плацдарм их внешней политики.
Это значит, что в основе поддержания стабильности и развития в континентальной Евразии должны находиться принципы, отчасти уже интегрированные в фундамент таких региональных объединений, как Шанхайская организация сотрудничества или Евразийский экономический союз.
В первую очередь речь идёт о поддержке и поощрении того, что даёт ощутимые выгоды через активное участие в мировой экономике. В частности, в создании новых транспортно-логистических систем, позволяющих странам Евразии развивать и диверсифицировать свои внешнеэкономические связи. Исключая одновременно любые серьёзные надежды на то, что некие «особые отношения» позволят вести паразитическое существование.
Сохранение всеобщей открытости и свободной международной торговли уже играют важную роль в том, как сама Россия оказывается способна противостоять военно-политическому давлению со стороны Запада.
Есть основания думать, что с подобными положительными эффектами скоро столкнётся и Китай, а также, при определённом развитии событий, Индия. Не имея оснований для появления сущностных проблем друг с другом, страны континентальной Евразии могут полностью поддерживать меры каждого по извлечению максимальных выгод от окружающего мира там, где последствия такой стратегии не принесут ограничивающих суверенитет обязательств.
Мы понимаем при этом, что в современном мире формальные намерения сторон и их реализация не всегда линейно взаимосвязаны. Современный мир вообще не предполагает прямой связи между заявленным и сделанным, что привносит в международную политику некоторую хаотичность, но избавляет её от ригидности, которая часто становится основной причиной разрушительных конфликтов.
Доверие между государствами континентальной Евразии основано сейчас на их способности самостоятельно принимать решения. И именно это внушает надежду на в отношении нашего общего будущего.

