Развалины у Сиабского рынка Самарканда обычно ассоциируется с именем Биби-ханым. Однако не всем известно, что захоронение легендарной женщины находится прямо напротив знаменитой мечети.
Стоит вспомнить, что в то время никакой улицы между ними вовсе не существовало. Долгое время сведения о предполагаемой могиле одной из супруг Амира Тимура были лишь достоянием ученых, гипотезой. Но вскрытие мавзолея великого полководца и его родственников летом 1941 года убедительно доказало ее реальность.
Впервые захоронение это было обнаружено в начале 1870-х годов, когда новая администрация присоединенного к Российской империи города приступила к расширению торговой площади хлебного базара, некогда находившегося на месте нынешнего Сиабского рынка. После сноса ветхих глиняных лачуг в нескольких десятках метров восточнее мечети было найдено небольшое каменное здание с обвалившимся внутрь куполом.
При его осмотре специалисты-востоковеды нашли безымянное надгробие, а под ним подвал, в котором еще три надгробные плиты. Поверхности их были гладко обтесаны и лишь на их боках имелись некоторые благочестивые размышления о бренности человеческой жизни. Но российским палеографам удалось сразу же определить эпоху захоронения – время правления Тимура.
Причем находка ошеломила и озадачила даже видавших виды ученых: все четыре гробницы представляли собой каменные саркофаги с такими же крышками, что нехарактерно для мусульманской страны.
Бытовавшие ранее в народной среде разнообразные легенды о самой известной супруге Тимура стали вдруг пополняться новыми подробностями – по городу поползли слухи о том, что из подземелья мавзолея ежедневно стала выползать какая-то необычная змея, которая, погревшись на солнце, вновь скрывалась в своем логове. И хотя эти рассказы были разнообразны, но имели под собой нечто общее, что побудило одного из известных русских краеведов – М. Ростиславова – записать вновь возникшую легенду, услышанную им от одного местного старожила.
Познакомив с ней русских офицеров и чиновников, живших в Самарканде, Ростиславов опубликовал ее затем в главном печатном органе края – «Туркестанских ведомостях» (1875, №27). А спустя три года публикация эта была перепечатана ташкентским филиалом Туркестанского кружка любителей археологии.
Хочется верить, что народное предание будет интересным и сегодня.
Добрая, мудрая и красивая царица Биби-ханым, по поверью, происходила из русского народа и была христианкой. Однако, будучи иностранкой, она, «благодаря прекрасным качествам своей души», пользовалась всеобщей любовью и уважением. Эта женщина была дочерью своего времени и потому без тени сомнения верила словам различных прорицателей.
Как-то раз юродивый (дивана) при встрече предсказал ей смерть от укуса фаланги. Биби-ханым достойно выслушала столь мрачное известие и затем, призвав Амира Тимура, поведала ему спокойным тоном предсказание о своей скорой кончине. В связи с этим она высказала супругу желание быть погребенной не по мусульманскому обычаю – в земле, а по обычаю своей веры – в гробу. Расстроенный известием Тимур всячески старался отвлечь Биби-ханым от грустных мыслей, но она, уверовав в предсказание, твердо настаивала на своем последнем желании.
И тогда правитель, незадолго до того вернувшийся с богатыми трофеями из Индии, приказал строить в честь любимой жены грандиозную мечеть. При этом Амир Тимур велел строителям брать глину для работы только из котлована под ее зданием. Когда строительство мечети подходило к концу, мастера пригласили царицу осмотреть здание, построенное в ее честь.
Из-за использованной при строительстве глины под мечетью образовалось обширное подземелье. После осмотра грандиозного сооружения для царственных особ и отличившихся строителей там же было устроено угощение. Во время пира из подземелья вдруг выползла змея и стала греться под солнцем. Тимур приказал слугам убить ее, но царица остановила их словами: «Оставьте ее в покое. Она никому не причинила вреда, за что же лишать жизни эту тварь, которая неизвестно откуда явилась и куда исчезнет».
При этом Биби-ханым погладила змею по голове, нашептывая ее какие-то ласковые слова. Погревшись некоторое время на солнце, змея затем уползла в подземелье…
После этого прошло некоторое время, о предсказании диваны стали забывать. Успокоившаяся от тревоги за свою жизнь царица, сидя за дастарханом в окружении приближенных женщин, раскладывала кисти винограда. Вдруг, почувствовав острую боль в руке, она увидела уползавшую с дастархана фалангу, укусившую ее.
Тотчас же позвали Тимура, напуганного случившимся, но Биби-ханым, превозмогая боль, лишь улыбалась и напомнив супругу о предсказании юродивого, повторила свою просьбу о христианском обряде захоронения. Вскоре она скончалась. Суровый властелин свято исполнил ее завещание: покойную одели в богатые одежды, надели ей на шею двойное ожерелье из кораллов и жемчуга, а крышку гроба забили гвоздями из золота.
Молва о богатстве, зарытом в земля вместе с царицей, широко распространилась в народе, в среде которого нашлись десять воров, решивших обобрать гробницу Биби-ханым. Они проникли в склеп ночью, вырвали из крышки золотые гвозди и стали срывать с усопшей драгоценные ожерелья. Выбравшись из подземелья, грабители тут же, в помещении мавзолея, приступили к дележу добычи. Однако выйти наружу они так и не смогли: из подземелья выползла змея и умертвила их всех своим ядом.
Собравшийся утром у мавзолея народ понял, что найденные у входной двери мертвецы воры, наказанные неведомой силой за свое дерзкое преступление. Теперь следовало положить украденные ценности на место, но никто из присутствующих не решался это сделать из-за боязни подвергнуться участи грабителей.
Лишь один старец, сотворив молитву, взял украденные драгоценности покойной, вошел в склеп и положил их на место. Но когда он хотел возвратиться назад, дверь гробницы вдруг захлопнулась сама собой, да так крепко, что никакие усилия не могли снова открыть ее. Благочестивый старик был заживо погребен в подземелье. С тех пор никто более не пытался проникнуть в мрачный склеп, охраняемый той самой змеей.
Такое вот поверье…
Все может быть в этой загадочном мире
это просто сказка
Конечно сказка, Бибиханум умерла намного позже Тамерлана..