В 1879 году в небольшом моравском селе в крестьянской семье Смолика родился мальчик, которого родители нарекли Юлиусом. Мальчонку с детства привлекало рисование и он, желая получить образование, самостоятельно перебрался в Вену.
Закончив обучение в столице, юноша получил диплом архитектора. Юлиус, бывший к тому же неплохим художником, успел заявить о себе и в живописи. Однако в дальнейшем он не стал ни живописцем, ни архитектором, а предпочел сделать карьеру чиновника.
В первую мировую Смолик был призван в австро-венгерскую армию и, после краткой подготовки, получив офицерское звание, отправился на фронт. Однако проявить себя в ратном деле Юлиус тоже не сумел, так как уже в начале 1915 года попал в русский плен.
Волею судьбы чех из Моравии оказался в лагере для военнопленных в Самарканде. Здесь ему довелось прожить целых пять лет. Условия содержания пленных славян в этом лагере были довольно сносными и Смолик свободно бродил по азиатскому городу, знакомясь с архитектурным наследием былых времен.
После революции советская власть еще более облегчила жизнь военнопленных. Юлиус, хорошо владевший русским языком, быстро обрел единомышленников в среде самаркандской интеллигенции, свел знакомство с художниками, архитекторами и краеведами этого города.
В то время головной болью для местных властей стала проблема северо-восточного минарета медресе Улугбека, начавшего клониться. И тогда, по инициативе известного художника О. Татевосьяна, в 1919 году при областном комиссариате народного образования была организована постоянная комиссия «по поддержанию и ремонту архитектурных памятников».
Эта комиссия внесла свой немалый вклад в дело охраны исторического наследия и явилась базой для учреждения в 1920-м году Туркомстариса. Вполне естественно, что пленный чех-энтузиаст тесно соприкасался с членами этой комиссии и имел возможность пользоваться имевшимися в музее города историческими материалами. Особенно часто общался он с председателем Самкомстариса В.Л. Вяткиным, почерпнув от него массу сведений об истории Самарканда.
Пробыв здесь до 1920 года, Смолик успел сделать 861 черно-белую зарисовку, десятки акварелей и создать чертежи архитектурных памятников Самарканда. Покинув Туркестан и вернувшись на родину, он более десяти лет выставлял свои самаркандские работы на различных выставках в Вене, Берлине и других городах Европы. В 1928 году Юлиус Смолик опубликовал в Вене книгу об архитектурных памятниках Самарканда. Это роскошное по тем временам издание было отпечатано на дорогой бумаге. Оно было заключено в твердую картонную корку и обернуто белой глазированной суперобложкой с портретом-миниатюрой Тимура.
Главную ценность этого художественного издания, однако, представлял не текст, а многочисленные иллюстрации, сделанные на бумаге высшего качества. Количество их перевалило за сотню названий. Все они были выполнены самим автором книги. Эти карандашные и акварельные рисунки, сделанные с натуры, а также всевозможные планы, разрезы и фасады зданий представляют сейчас собой ценнейший раритет, ибо многое из запечатленного Смоликом в Самарканде до наших дней просто не дожило…
Его наследие хранится ныне в различных музеях и государственных архивах Австрии и Германии. И наличие чертежей Юлиуса Смолика в архивах позволяет сегодня нашим реставраторам иметь представление об истинном облике архитектурных памятников минувших лет.
Рубен НАЗАРЬЯН