17 апреля исполнилось 95 лет со дня рождения Бориса Анатольевича Литвинского – видного востоковеда, археолога и историка.
Так, последняя его трилогия «Храм Окса» — это настоящая энциклопедия о походах Александра Македонского и о вкладе древних греков в развитие науки и культуры народов Средней Азии.
В своей автобиографии он писал: «Я родился в Ташкенте в 1923 году, на улице Обсерваторской. Но после моего рождения родители вернулись в небольшой поселок Пролетарск ( под Худжандом), где отец работал еще до революции. Правда, до революции поселок наш назывался в честь русского генерала Драгомирова. А потом, много позже, стал имени Расулова, одного из бывших партийных секретарей. В Пролетарске я и провел свое детство, облазил и объездил на велосипеде все окрестные кишлаки. Тогда же я впервые увидел древние развалины».
Наставниками Бориса Анатольевича на историческом факультете Среднеазиатского государственного университета были знаменитые М.С. Андреев, Н.Г., Маллицкий, О.А., Сухарева. Кафедру археологии возглавлял выдающийся Михаил Массон. Выделив из многих студентов Бориса Литвинского и Елену Давидович, он увлек их наукой. Да так, что они даже поженились в 1941 году.
Борис Анатольевич воевал на фронтах Великой Отечественной войне с 1943 по 1945 годы. Он вспоминал: «После окончания пулеметного училища в 1943 году, нас распределили по действующим войскам, и я был направлен на I Белорусский фронт. Так как я всегда учился на круглые пятерки, и в пулеметном училище тоже, то меня приняли в Восьмую гвардейскую армию генерал-полковника Чуйкова – того, кто оборонял Сталинград. …От Варшавы до Берлина я прошел в первых рядах этой армии, был гвардии лейтенантом, командиром взвода автоматчиков. За это время сменилось не меньше пяти составов моего взвода, остальные были или убиты, или ранены». Но расписаться на Рейхстаге ему так и не пришлось, на Зееловских высотах он был ранен и затем демобилизован.
В 1950 г. Б.А. Литвинский был назначен заместителем директора по научной части Узбекистанского научно-исследовательского института искусствознания. Однако, по признанию самого Бориса Анатольевича, «административная работа не влекла меня; я тосковал по экспедициям и библиотекам». Он принимает приглашение переехать в Душанбе на должность заведующего сектором археологии Института истории, археологии и этнографии.
Практически вся древняя и средневековая история таджикского народа основана на его работах. С 1952 г. он заведующий сектором археологии и нумизматики Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикистана. Одновременно преподает в Таджикском государственном университете. Он участвовал в издании учебников по истории для 7 – 11 классах школ республики на трех языках – таджикском, русском и узбекском, был одним из авторов учебного пособия по истории Таджикистана для вузов республики. Как один из авторов и редакторов принимал участие в подготовке первого тома фундаментального академического труда «История таджикского народа».
С 1960 по 1975 годы Б.А. Литвинский вместе с археологом Т.И. Зеймаль руководил раскопками средневекового буддийского монастыря Аджина-тепа. Великолепные глиняные скульптуры отсюда и сегодня украшают Национальный музей древностей в Душанбе.
В ходе раскопок в Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции им были обнаружены ритоны (рог для питья) из слоновой кости, с великолепными украшениями, которые впоследствии станут символами Туркменистана и изображены на туркменских монетах.
Б.А. Литвинский внес существенный вклад и в изучение истории Узбекистана. Он исследовал археологические памятники эпохи бронзы, проводил раскопки античных городов, средневековых поселений, исследовал памятники буддизма, изучал историю горного дела средневековой Средней Азии, возникновение и развитие средневековых городов и средневековой культуры, древней, а также ранней и средневековой архитектуры Средней Азии.
С 1972 по 2006 гг. он заведующий отделом, а с 2006 года – научный консультант Института востоковедения Российской Академии наук.
Как вспоминают современники, Борис Анатольевич был человеком потрясающей работоспособности – он один мог выполнить план целого научно-исследовательского института. Это был настоящий энциклопедист.
Раскопки в Туркмении
Так, его докторская диссертация, посвященная древним погребальным сооружениям восточных районов Средней Азии содержала 2200 страниц текста и около 700 иллюстраций. Она затем была опубликована в виде четырех отдельных книг. В целом им было написано около 500 научных и научно-популярных работ, учебников и учебных пособий, в том числе и оригинальных монографических исследований. Что принесло ему членство в Таджикской и Российской академиях, лауреата премии Французской Академии надписей и изящной словесности.
Его обширное научное наследие еще долго будут служить надежным фундаментом для ученых всего мира, изучающих историю и археологию Средней Азии.
Василий Костецкий
Спасибо за статью. Надо чаще писать об ученых, внесших колоссальный вклад в изучение истории, культуры и науки всей Средней Азии. Именно они являются настоящими патриотами этого края.
Замечательный материал и исследование. Это вам не халявный и широко разрекламированный тур Бориса Бабаева по следам бременских музыкантов.