За несколько дней до смерти Николаю Добронравову вызывали скорую помощь. К нему приехали врачи, но от госпитализации он отказался.
В тот же день поэт-песенник сам поехал в московскую больницу, где врачи провели необходимые процедуры. Оставаться в больнице он также отказался и уже днём сам поехал домой. А ведь ему было 94 года.
Через несколько дней его не стало.
Я сейчас не про песни и стихи. Я про то, что вот это поколение какое-то стальное. Несгибаемое. И так во всём.
Есть творческие дуэты, которые впечатаны в память, и для этого совершенно не надо лезть в интернеты: если Маккартни, то Леннон, если Джаггер, то Ричардс, если Пахмутова, то Добронравов.
Удивительная судьба, которая во многом говорит о том, что у России женская душа и женское же лицо. Но. Она же и про то, что талантливый мужчина рядом с гениальной женщиной, оценив свои творческие возможности, умножил талант креативной ячейки даже не вдвое, а, может быть, в десятки раз. И как бы всегда стоял чуть за спиной. А теперь — за роялем Александра Пахмутова!
Многим сложно понять, что хорошие песенные тексты и хорошие стихи — это совершенно разные жанры. Первые суть синтетическое творчество, где каждое слово слито с ритмом и мелодией. И тогда оно выстреливает прямо во Вселенную. И тогда буквально откуда-то сверху людям всё это возвращается.
Слова Добронравова пронизывают русскую ноосферу во все стороны.
«Знаете, каким он парнем был?» — и все знают, что это про Гагарина. Гордо-горькая песня на гибель первого космонавта. Кто в жизни ни разу не произнёс вслух «как молоды мы были»? Независимо от возраста и знакомства с Градским.
А «Птица счастья завтрашнего дня»? Это и слоган, и заклятье, и мем. А «Трус не играет в хоккей»? Её не только помнят, но и произносят по разным поводам даже люди, которые к хоккейной коробке подходили только у себя во дворе, да и то случайно.
Это возможно, когда текст песни выше и шире заявленного. Он становится народным не в смысле авторства, а в смысле пользования.
Проникновение титанового сплава «Пахмутова — Добронравов» в нашу культуру состоялось вне зависимости от количества показов по телевизору. Иначе не получилось бы так, что их песни и в качестве песен, и в качестве знаков-символов пели бы люди из, казалось бы, противоположных творческих миров.
С одной стороны, Зыкина — Магомаев — Кобзон (от которых нас, фанатов рок-н-ролла, просто колбасило). А с другой — феерический Сергей Пенкин, «Песняры», группа Стаса Намина… и «Гражданская оборона».
Да ни в каком сне такие диапазоны и интервалы не приснятся, так как между Кобзоном и Летовым не одна пропасть, а целая цепочка пропастей, в том числе и идеологических, не говоря уже о стилистических. И вот это всё смогло собрать воедино только творчество Пахмутовой и Добронравова.
Следовательно, тот, кто хотел посмотреть на знаменитые скрепы, может посмотреть на Николая Добронравова. Это и есть то, что скрепляет, сшивает и собирает воедино песенную культуру России.
И то, что Николай Николаевич — из семьи питерских инженеров, священнослужителей, царских офицеров, тоже нам говорит, что история (на этот раз не песни, а страны) тоже прошита нерушимыми связями. И что она не закончится никогда. Как песня.