Завершила чтение книги Элеоноры Шафранской «Усто Мумин. Превращение». Читала медленно, с карандашом в руках.
Понятно, почему эта работа готовилась ни один год. Поиски материала о художнике и его окружении в архивах, библиотеках, в государственных музеях и частных собраниях потребовало от автора колоссального количества времени. А затем, по опыту Усто Мумина, было «вбирание, переработка и выход». И выход оказался очень успешным.
Книга уникальна тем, что включает в себя большое количество документов, никем ранее не найденных и не публиковавшихся. А через знакомство с ними окрылись новые стороны биографии художника.
Впервые представилась возможность познакомиться с А. В. Николаевым не только как с графиком, живописцем, художником театра, но и поэтом.
Репрессии 1930-х годов сломали и «перемололи» судьбы миллионов и Усто Мумину пришлось пережить эти тяжелые годы, а затем перестроиться, как и многим другим художникам тех лет, чтобы советский режим не доломал его до конца. Ведь надо было думать не только о себе, но и о семье, детях.
Как много творческих, а не «политических» заказов, удалось бы еще создать художнику, если бы не пресс времени!
Замечательно, что автору удалось включить малоизвестные и не известные работы художника из частных собраний Москвы (И.Галеев), из фонда Марджани, ГМИ Каракалпакстана им. И. В. Савицкого и др.
Думаю, что для меня критерием оценки книги может быть ощущение «присутствия» самого художника рядом во время знакомства с текстом книги. А это важно! Достичь этого автору удалось.