В этом году свет увидели четыре книги, посвященные архитектуре советского Ташкента, пишет искусствовед Boris Chukhovich. Лучшей он посчитал «Калейдоскоп памяти» Юрия Мирошниченко.
Мемуары архитектора — жанр редкий. Если они садятся за воспоминания, их на то толкает серьезная причина.
Мемуары Юрия Мирошниченко скомпонованы из отдельных рассказов, в которых мозаично предстает жизнь архитектора, его детство, студенчество, проекты и встречи с друзьями. Рассказы имеют привкус застолья, когда заслушиваются рассказы, когда-то возымевшие успех и затем многократно повторенные в канонической форме. Они сотканы из характерного набора сюжетов и элементов, включающих драматургическую завязку, фактурную привлекательность и юмористическую живинку.
Книга обладает главным достоинством — она эмоциональна и написана живым языком, к счастью, не выхолощенным правкой редактора. Она не только воскрешает персонажей архитектурной жизни, которые рисковали остаться лишь фамилиями с инициалами в скупых журнальных публикациях, но и воссоздает бытовую жизнь творческих коллективов, частично восполняя лакуны в наших представлениях о культуре повседневности советских проектных институтов, равно интересной сегодня историкам архитектуры, культурологам и антропологам.
Достоинство мемуаров Юрия Георгиевича и в том, что в них каждый с лихвой найдет свое. Энтузиасты, открывшие свой Клондайк в теме «советского модернизма», найдут описания «оптимистической эпохи» и портреты вдохновленных созидателей. Сектанты «сейсмического модернизма» — описания землетрясения и его благотворных последствий. Более внимательный читатель найдет следы зреющих конфликтов, гротескного несовпадения риторики и действия, как и многие другие свойства realpolitik советских лет.