После войны по городу гуляла присказка: «Зимой в Ташкенте можно попить пива, а летом — помыться в бане».
Еще в начале пятидесятых годов ничто не предвещало появления трудностей с приобретением пива. В Ташкенте в то время было три своих пивзавода: №2, №3 и №6. Среди них особо выделялся пивзавод №6, продукция которого пользовалась огромной популярностью в связи с ее отменным качеством.
Во всяком случае, пива тогда вполне хватало. Бутылочное пиво имелось в свободной продаже во всех продовольственных магазинах города, а особо востребованное мужской половиной города бочковое пиво постоянно имелось в наличии во всех «торговых точках» на территории ташкентских парков культуры и отдыха. Казалось, что так будет всегда. Но население города стремительно увеличивалось, его благосостояние непрерывно возрастало, и к концу пятидесятых годов пиво стало попадать в разряд дефицитного товара, особенно в жару. Поэтому и можно было попить его без проблем только зимой, когда спрос на него резко снижался.
Теперь о ташкентских банях. Ташкентцы всегда были и остаются до сих пор исключительно чистыми и опрятными людьми. С горячей водой полный порядок. Но это стало привычным явлением только после землетрясения 1966 года.
Ташкентцев прежде выручали городские бани. Они имелись во всех районах города.
Так, наша семья жила на улице Жуковского, поэтому я расскажу о тех банях, которые находились в относительной близости от места нашего обитания и которыми пользовались по этой причине члены нашей семьи. Таких бань в нашей округе было четыре.
Самой близкой была баня №3, располагавшаяся на Пушкинской улице в районе Дархана. Примерно на таком же расстоянии от нас находилась баня №6, находившаяся на улице Широкой, рядом с Алайским базаром. Несколько дальше от нас находились две бани (№1 и №2) в самом центре города, на улице Правды Востока: одна из них функционировала рядом с Театром имени Свердлова, другая — напротив нее, на противоположной стороне улицы.
Все эти бани имели относительно одинаковое внутреннее устройство и почти идентичный для всех распорядок работы, поэтому я подробно остановлюсь на работе бани №3, и этот мой рассказ даст общее представление о работе всех остальных бань.
На входе имелись кассы, в которых люди, пришедшие помыться, покупали билеты. Баня №3 имела общие женские отделения и общие мужские. Они располагались по обеим сторонам очень длинного коридора. Вдоль стен стояли длинные скамейки, на которые усаживались в порядке общей очереди жаждущие помыться.
Когда из банного отделения выходил свежевымытый человек, банщик издавал громкий крик: «Следующий!», и вся очередь сдвигалась на одно место ближе ко входу в банное отделение. Внутри него находилась раздевалка (предбанник) с индивидуальными кабинками. Ключи от этих кабинок оставались у банщика.
Раздетый догола человек со своим куском мыла и со своей мочалкой проходил в помывочный зал с чрезвычайно скользким от мыла полом, находил для себя свободный тазик, изготовленный из оцинкованного железа (его обычно именовали «шайкой»), и приступал к мытью. После доведения кожных покровов своего тела до стопроцентной чистоты он выходил в предбанник, просил банщика открыть свою кабинку, вытирался полотенцем, одевался и выходил в коридор. На этом помывочная эпопея заканчивалась.
Здесь я сделаю небольшой экскурс в семейную историю. Когда я был совсем маленьким, мама брала меня с собой для мытья в женское отделение бани. Она была сибирячкой, родилась в Верхнеудинске (переименованном впоследствии в Улан-Удэ). У ее семьи имелся тогда собственный дом с садом, в котором располагалась баня. Зимой, в процессе помывки, вся семья вдруг с гиканьем, шутками и смехом вываливалась из бани во двор и в чем мама родила бросалась в громадные снежные сугробы, после чего возвращалась в баню для продолжения помывочного священнодействия. Это в значительной степени закаляло здоровье членов семьи.
Мама старалась и меня закалять похожим способом. Когда мы с ней заканчивали мыться в ташкентской бане, она заставляла меня вылить на голову и тело три «шайки» ледяной воды перед выходом в предбанник.
Баня оказывала еще пару услуг. Для семейного купания предназначались так называемые номера. В нем можно было помыться мужу и жене, а также их детям, но только после предъявления официальных документов.
Кроме этого, во дворе бани имелись летние душевые кабинки. А в холле находилась парикмахерская с мужским и женским залами.
В некоторых городских банях имелись превосходные парные.
Так, например, в 1959 году мне довелось помыться в парной на Зеленом базаре по маршруту трамвая №5. Незабываемые впечатления до сих пор!
Летом народу в банях становилось намного меньше, чем зимой. Горожане устремлялись купаться на Комсомольское озеро и в парк Победы. Работали службы спасения на водах, имелись многочисленные кафе, столовые. В киосках можно было купить плавки и шапочки для купания.
Большое количество людей купалось также в Саларе, в парке имени Эрнста Тельмана и старом зоопарке. Детвора привязывала к веткам дерева мощную проволоку, раскачивались и с гоготом плюхались в воду, обдавая людей, стоявших на берегу, сильным потоком брызг. Многие «сплавлялись» в старый зоопарк на накаченных камерах от грузовых автомобилей. Этот путь пролегал от стадиона «Динамо».
Также много людей купалось в Анхоре (Боз-Су), причем мост через Анхор в районе Урды был буквально облеплен детьми.
Для молодежи летний период купания сулил массу приятных знакомств.
накачАнных