В Ташкенте вновь невыносимо полыхает летняя чилля. И о ней я знаю практически все.
Чилля, как известно, начинается обычно 25 июня и заканчивается 3 августа, то есть сорок дней. В этом году жара в Ташкенте уже достигала 43 градусов по Цельсию в тени. Я неоднократно в течение жизни испытывал на себе жесточайшие значения летних температур.
В Советской армии сочинили целый ряд интересных пословиц, очень ярко описывавших тяжелые условия исполнения воинских обязанностей из-за ужасной жары. Например: «Есть на свете три дыры — Кзыл-Арват, Кушка и Мары», «Если есть на свете ад, то это Кушка и Кзыл-Арват».
Во время летней чилли 1960 года мне довелось, как говорится, на своей шкуре, лично, проверить эти пословицы. Это были Кушка и Мары, в которых я находился на лагерных сборах в течение двух месяцев. Пекло доходило до плюс 47 градусоа по Цельсию в тени, и особенно страшной жара была по ночам- у меня кровь шла носом.
В 1958 году летняя чилля застала меня на прополке хлопка в совхозе «Баяут-4» Ташкентской области, куда нас, студентов Энергофака САзПИ (Среднеазиатского политехнического института в Ташкенте) вывезли для оказания такого рода помощи сельскому хозяйству Узбекистана. Директором тут был тогда очень умный и человечный руководитель, который установил нам вполне приемлемый график полевых работ: с 7 до 9 часов утра, а затем с 18 до 20 часов вечера. Все остальное время мы проводили в местных чайханах, где, не переставая, пили горячий зеленый чай, обливаясь потом с макушки головы до ног, спасаясь от жуткого зноя.
Вот и сейчас чилля норовит отравить жизнь. Особенно тяжело приходится «бездельникам» — пенсионерам, обремененным большим количеством различного рода хворей и недугов, кто, подобно мне, достиг весьма преклонного возраста (я родился в 1938 году). У меня, например, возникли проблемы с физической активностью, но ничего, креплюсь.
Мало того, я испытываю к летней чилле своего рода нежное влечение как коренной житель Ташкента, она является частью моей привычной жизни. В отличие от моей мамы, появившейся на свет в Сибири и любившей дождливую погоду, я не представляю себе жизни без чистого голубого неба и яркого Солнца, даже в самые жаркие летние дни.
Кроме того, после жары обязательно наступает очень комфортный период плавного понижения температуры, появления очередных сезонных фруктов, изумительных сортов винограда и долгожданной дыни-красномяса.
Так что жизнь продолжается!
Термез, Кушка и Мары! Причем тут Кызыл Арват?