Падение курса рубля, западные санкции, становление Евроазиатского экономического союза, новые тенденции в миграционных процессах — все это наложило свой отпечаток на отношения между Москвой и Ташкентом. Что происходит на практике – с этими вопросами Вести.UZ обратились к главе Торгового представительства России в Узбекистане Андрею Ивановичу Мокроусову.
-Как Вы, человек сравнительно новый в республике, находите бизнес-среду Узбекистана?
— Характеризующий состояние деловой среды Узбекистана индекс деловой активности (ИДА) достиг в 2014 г. 25,5 пунктов, что является самым высоким показателем, начиная с 2011 г.
Кроме того, есть определенные положительные результаты Республики Узбекистан и в опубликованном Всемирным банком обновленном рейтинге стран по уровню экономического развития, определяемого по размеру валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательской способности, среди 190 стран мира, где Узбекистан поднялся с 72-го места в 2010 г. на 66-е место в 2014 г.
Также Узбекистан в 2014 г. по рейтингу, характеризующему условия ведения бизнеса, поднялся на восемь позиций, а по налогообложению – на 61 позицию. По оценке ПРООН (Программы развития ООН), Узбекистан вошел в первую десятку стран по количеству проведенных реформ в области облегчения ведения бизнеса за последний год.
В результате принятых мер по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства, его доля в формировании ВВП выросла за период с 2000 г. с 31 процента до 56 процентов (в 2014 г.), а в производстве промышленной продукции – с 12,9 до 31,1 процента. (Для примера в России этот показатель составляет около 20%, в странах Западной Европы – в среднем около 50%).
-С какими результатами закончился 2014 год для двух наших стран в области торговли, как изменилась линейка товаров, поставляемых друг другу? С чем, в частности, связано падение продаж узбекских автомобилей в России?
— Товарооборот России с Республикой Узбекистан за 2014 г. составил 3997,2 млн. долл. США, что на 1,6 % ниже аналогичного показателя 2013 г.
При этом, следует отметить рост российского экспорта на 11,4% до 3122,6 млн. долл. США, и значительное снижение (на 30,4%) импорта из Узбекистана (874,6 млн. долл. США).
Среди отрицательных факторов, оказывающих негативное влияние на динамику двухсторонней торговли, можно выделить, в том числе и такие моменты как:
— резкое падение валютного курса рубля, что делает невыгодным импорт ряда товаров из Узбекистана;
— более льготное налогообложение и транспортные тарифы в соседнем Казахстане, что делает более рентабельными поставки некоторых товаров (прежде всего, плодоовощной продукции) в эту страну, а не в Россию;
— длительные сроки задержки расчетов с российскими поставщиками за отгруженные товары (конвертация), что отрицательно влияет на привлекательность узбекского рынка.
По данным ФТС России, по-прежнему основными товарными группами российского экспорта в Узбекистан являются: «древесина и целлюлозо-бумажные изделия» (21,7% от общего объема экспорта в стоимостном выражении), «машины, оборудование, транспортные средства» (20,8%), «металлы, изделия из них» (18,7%), «минеральные продукты» (15,9%).
В структуре импорта России из Узбекистана преобладают: «текстиль, изделия из него, обувь» (47,5%), «машины, оборудование, транспортные средства» (32,0%), «продовольственные товары и с/х сырье» (6,1%).
Падение на 38% продаж узбекских автомобилей в России в 2014 г., являющихся заметной статьей узбекского экспорта, можно объяснить, прежде всего, снижением покупательского спроса на российском автомобильном рынке в целом, из-за резкого изменения курса рубля по отношению к другим мировым валютам.
-Как сказывается кризис в России на экономических и торговых отношениях с Узбекистаном? Была информация, что Россия сокращает покупки узбекского газа. Шел ли он на нужды в Россию или только на экспорт в Европу?
-Из-за снижения мировых цен на нефть и курса российского рубля к доллару, у ряда российских экспортеров, прежде всего сырьевых товаров, появилась возможность увеличения поставок в Узбекистан по значительно более низким, по сравнению с докризисным периодом, ценам. (Например, до кризиса товар поставлялся по цене 10 долл. США за 1 кг и экспортер, продав валюту в России по курсу 1 долл. США=34 руб. получал выручку в размере 340 руб., в настоящее у экспортера появляется возможность снизить экспортную цену товара ниже 10 долл. США, т.к. выручка от продажи валюты составляет при сохранении докризисной цены (по текущему курсу 1 долл. США=60 руб.) 600 руб., при условии покрытия экспортером расходов по изготовлению и поставке товара).
Касательно Вашего вопроса о сокращении Россией покупки узбекского газа, Торгпредство не располагает достоверными сведениями о планируемом сокращении российских закупок газа в Узбекистане. Однако, по данным таможенной статистики Узбекистана прошлых лет, показатели по экспорту газа в Россию значительно превышали показатели его импорта (по данным ФТС России) из-за больших объемов газа, следовавших транзитом через Россию в третьи страны.
-Какие инвестиционные проекты ожидаются со стороны России в 2015 году в экономику Узбекистана? Что тормозит их наращивание? Используют ли россияне свободные экономические зоны, созданные в Узбекистане?
-Прежде всего, я хотел бы отметить тот факт, что общий объем российских инвестиций, поступивших в экономику Узбекистана за последние пять лет, превысил 6 млрд. долл. США. Для примера, в Республике Беларусь этот показатель составляет около 5,5 млрд. долл. США.
В основе российско-узбекского экономического сотрудничества лежит реализация крупных и долгосрочных проектов – 98% инвестиций приходится на топливно-энергетическую отрасль и телекоммуникации.
Так, ОАО «ЛУКОЙЛ» с 2003 г. инвестировало в экономику республики более 3 млрд. долл. США. Одним из крупнейших совместных проектов этой компании и национального холдинга «Узбекнефтегаз» является освоение группы газоконденсатных месторождений «Кандым-Хаузак-Шады-Кунград» со сроком реализации 35 лет (до 2039 г.). Важнейший этап реализации данного проекта – строительство уникального Кандымского газоперерабатывающего комплекса мощностью 8,1 миллиардов кубических метров газа ежегодно. В феврале этого года в Ташкенте был подписан контракт на поставку оборудования и строительство данного комплекса, а пуск первой очереди запланирован уже на конец 2016 г.
ОАО «Газпром» в лице своей дочерней компании «Газпром ЭП Интернэшнл Сервис Б.В.» разрабатывает в Узбекистане газоконденсатное месторождение «Шахпахты». С 2004 г. накопленная добыча газа составила 2,8 миллиарда кубических метров. В результате проведенной геологоразведки было открыто месторождение «Джел» с оценочными запасами газа 6,4 миллиарда кубических метров.
В Узбекистане активно работают и крупнейшие российские телекоммуникационные компании такие, как «Билайн» (под брендом ООО «Юнител»), «МТС» (под брендом «UMS-Узбекистан»), российские авиаперевозчики, представители тяжелой промышленности и другие.
В настоящее время Торгпредство не располагает информацией о каком-либо положительном опыте участия российских компаний в работе свободных экономических зон в Узбекистане. Однако в ближайшее время мы планируем организовать ознакомительные поездки и переговоры Торгового представителя России в СИЗ «Ангрен», СИЭЗ «Навои» и СИЗ «Джизак» на предмет возможного участия представителей российского бизнеса в осуществляемых в зонах проектах.
-В прошлые годы у российских инвесторов возникали проблемы с конвертацией. Сохраняется ли она нынче и, если да, то на ком это отражается больше всего?
Проблема задержки конвертации сохранилась, но ее объемы, в том числе благодаря активной работе Торгпредства, существенно сократились.
Так, в частности, в 2013 г. была полностью погашена задолженность по конвертации перед российскими авиаперевозчиками, а вопрос расходования остатков сумовых средств на их счетах на оплату наземного обслуживания в Узбекистане был полностью урегулирован с местными авиавластями в конце 2014 г.
-Как сказывается создание Евроазиатского союза на отношениях с Узбекистаном? Дает ли новый союз какие-то плюсы для узбекских предпринимателей? Появились у них дополнительные шансы воспользоваться санкциями и контрсанкциями в торговой войне между Россией и Западом?
В ходе визита в Узбекистан Президента Российской Федерации Путина в декабре 2014 г. была достигнута договоренность о начале консультаций по поводу возможного подписания договора между Узбекистаном и Евразийским экономическим союзом о зоне свободной торговли. Также можно отметить намерение партнеров рассмотреть на предмет подготовки в ближайшее время предложений по возможному созданию «глубокой» зоны свободной торговли между странами-членами Евразийского экономического союза и Республикой Узбекистан.
Также хотелось бы отметить, что, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 07 августа 2014 г. № 778 был утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию сроком на один год. В связи с вводом такого запрета, одним из наиболее актуальных вопросов в торгово-экономических отношениях России и Узбекистана стал вопрос организации прямых поставок сельскохозяйственной продукции в регионы Российской Федерации.
Одним из направлений целенаправленной деятельности в данной области стала работа Торгпредства России с агропромышленным бизнесом Узбекистана с одной стороны и администрациями и коммерсантами ряда регионов Центра России, Сибири, Урала и Забайкалья с другой стороны по организации визитов делегаций узбекских компаний по поиску прямых партнеров по поставке продукции в российские регионы.
Так, в 2014 г. делегация ГАВК «Марказсаноатэкспорт» посетила
г. Москву, г. Санкт-Петербург, г. Новосибирск, Республику Бурятия, Республику Тыва, Республику Хакассия и Алтайский край. По результатам визита были заключены контракты на сумму более 5 млн. долл.
В 3-м квартале 2014 г. делегация ГАВК «Узинтеримпэкс» посетила Тюменскую, Курганскую, Челябинскую, Свердловскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.
По результатам переговоров были подписаны протоколы о намерениях с рядом компаний Тюменской и Свердловской областей, 12.12.2014 г. в г. Тюмени зарегистрирован Торговый Дом Республики Узбекистан, который, в т.ч. будет заниматься организацией поставок плодоовощной продукции из Узбекистана.
-С узбекской стороны в прошлом году звучали предложения вернуться к оргнабору для упорядочивания трудовой миграции. Решается ли это вопрос в практической плоскости? Каковы инициативы России в этом плане?
— Вопрос о взаимодействии в сфере трудовой миграции нашел своё отражение, как в работе совещания экспертов и специалистов в этой сфере 16-го заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан (МПК), состоявшегося в г. Ташкенте 25-26 ноября 2014 г., так, соответственно, и в самом Протоколе МПК. В частности, Комиссия поручила сторонам обменяться предложениями по проекту Соглашения между Правительствами двух стран об организованном привлечении (наборе) и найме граждан Узбекистана для осуществления трудовой деятельности на территории России.
Вопросы регулирования в сфере трудовой миграции лежат в зоне ответственности Федеральной миграционной службы России, временная рабочая группа которой функционирует при Посольстве России в Узбекистане. В Республике Узбекистан регулирование процессов трудовой миграции возложено на Агентство по вопросам внешней трудовой миграции (АВВТМ) Министерства труда и социальной защиты населения.