Таджикистан с начала 2018-го хочет вновь, спустя пять лет, получать газ из Узбекистана. Но теперь он наверняка будет торговаться за каждый доллар.
Первый раунд переговоров по возобновлению поставок природного газа между ОАО «Таджиктрансгаз» и АК «Узтрансгаз» прошел месяц назад в Термезе, сообщает Азия Плюс. Но население «голубое топливо» от соседей больше не получит никогда, речь идет только о промышленных преприятиях.
«О снабжении населения узбекским газом никто пока и не думает. Вряд ли это будет осуществимо даже в ближайшие годы. Для этого нужно будет привести в полный порядок инфраструктуру, которая фактически не использовалась почти десять лет. Ведь шутить с газом небезопасно, малейшие огрехи могут привести к самым серьезным последствиям. К тому же с учетом опыта прошлых лет есть сомнения, что населению будет по силам своевременно оплачивать импортное топливо», считает эксперт, близкий к газовым кругам.
Самый крупный таджикский потребитель ТАЛКО допускает возможность приобретения узбекского природного газа только в случае налаживания совместного с РУСАЛ производства анодов.
«РУСАЛ считает важным, чтобы при производстве анодов использовался природный газ. Если будут достигнуты какие-то договоренности, может быть, мы обратимся к Узбекистану», — сказал руководитель информационно-аналитического департамента ТАЛКО Игорь Саттаров.
Он отметил, что компания в 2012 году после прекращения поставок узбекского газа в оперативном порядке перешла на новые технологии, то есть стали производить собственный газ из угля. «Естественно, изменили технологию производства, сделав определенные вложения. И мы будем работать в этом режиме», — подчеркнул Саттаров.
Другие промышленные предприятия готовы к переходу на природный газ, если им будет предложена приемлемая цена.
«Технически предприятия без особого труда могут перейти на природный газ: сохранились все необходимые трубопроводы. Однако производителя в первую очередь интересует стоимость топлива. Если будут предложены приемлемые цены, способствующие снижению себестоимости выпускаемой продукции, почему бы и нет? Тем более природный газ является экологически чистым топливом», — отметил Начальник управления стройматериалов Министерства промышленности и новых технологий РТ Шамсиддин Иброхимов он.
Основными потребителями импортируемого из Узбекистана природного газа до прекращения его поставок в 2012 году являлись ГУП «Таджикская алюминиевая компания» и некоторые другие промышленные предприятия, в том числе Душанбинский цементный завод. Все эти предприятия впоследствии перешли на синтезированный газ, получаемый из угля, или же стали использовать в качестве топлива сам уголь. В настоящее время по всей стране насчитывается более 200 таких предприятий.
Другие специалисты советуют не предаваться особым иллюзиям по поводу потепления таджикско-узбекских отношений.
«Бывшее руководство Узбекистана в свое время сделало доброе дело: прикрыло нам доступ к своему газу, и мы научились обходиться без него. Теперь нужно двигаться дальше, развивая энергетику за счет собственных ресурсов. Договариваться касательно импорта узбекского газа можно, тем более условия поменялись и не существует уже того рычага давления, которым соседи пользовались ранее. Но никто не даст гарантий, что в будущем не случится того, с чем столкнулись мы всего пять лет назад», — говорит экономист Салим Искандаров.
Напомним, в декабре 2012 года Узбекистан полностью прекратил поставки природного газа в Таджикистан. Таджикские власти неоднократно пытались договориться с официальным Ташкентом, но безрезультатно: прежнее политическое руководство Узбекистана отклоняло любые предложения Душанбе.
Ташкент мотивировал прекращение поставок «нехваткой ресурсов». На самом деле это была реакция на строительство Рогунской ГЭС.