Экс-министр иностранных дел Афганистана таджик Абдулла Абдулла, в прошлом полевой командир Ахмад Шаха Масуда, выбился в лидеры на президентских выборах.
После подсчета 50% бюллетеней (34 провинции) он набрал 44,4% голосов. Следом за ним – пуштун Ашраф Гани Ахмадзай, экс-министр финансов, ранее работавший во Всемирном банке. Он набрал 33,2% голосов. Шестеро кандидатов, оказавшихся лузерами, создают коалицию, чтобы рулить во втором туре. Их поддержка станет решающей на следующем этапе президентских выборов.
«Лидерство было ожидаемым, это не сюрприз. Но, вероятно, мы ожидали большего. Мы все еще надеемся, что выборы завершатся первым туром», – заявил Абдулла агентству Reuters. Но рассчитывать на такой итог в Афганистане сложно.
Вслед за таджиком Абдуллой Абдуллой идет пуштун Гани Ахмадзай, который уверен: картина может радикально измениться, когда будут подсчитаны все голоса и учтены все жалобы по нарушениям, пишет New York Times. Сомнения Гани понятны: еще неделю назад он имел 37,6% голосов, тогда как Абдулла – 41,9%. Для победы в первом туре кандидату необходимо набрать 50%+1 голос.
«В повестке не стоит формирование коалиции, чтобы избежать второго тура выборов, – отметил Абдулла. – Народ Афганистана заслужил ясных результатов выборов». Однако сегодня многие в Афганистане раздумывают над тем, сколько крови и денег может стоить еще один день голосования, пишет Guardian. Тем не менее ко второму туру готовятся в полной мере.
Так, Абдулла Абдулла признал, что ведет переговоры с человеком № 3 в президентской гонке – протеже нынешнего президента Карзая Залмаем Расулом, набравшим 10,3% голосов. «Они сейчас обдумывают будущую конфигурацию власти в Афганистане. Не исключено, что до второго тура будет все согласовано», – пояснил «НГ» Омар Нессар, директор Центра изучения современного Афганистана.
№ 4 в президентской гонке получил Абдул Расул Сайяф, моджахед-консерватор, набравший 7,0%. Четверо оставшихся кандидатов получили в общей сложности 5%. В такой ситуации итог выборов целиком и полностью зависит от того, кого из двух лидеров поддержат шесть оставшихся за бортом конкурентов, и прежде всего №№ 3 и 4. По данным Washington Post, идет торг. Причем достаточно жесткий: ведь лузеры гонки отлично понимают, что счастье фаворитов целиком и полностью в их руках. Шесть оставшихся в стороне кандидатов стремятся выступить единым блоком, утверждает американская пресса.
На минувшей неделе они провели встречу в офисе Сайяфа, бывшего лидера моджахедов, особенно популярного в пуштунских районах, испытывающего, по некоторым данным, серьезное влияние монархий Персидского залива, однако не способного победить на выборах. «Победит тот, кого мы решим поддержать», – заявил Расул, № 3 в президентской гонке. «Они просят, а мы принимаем решение», – сообщил Сайяф. Теперь он чувствует силу, несмотря на свои 7%: «Победитель станет водителем автобуса, но все мы будем ехать в его салоне». Коалиция, по его словам, гарантирует, что во власти будут представлены интересы всех афганцев, в противном случае ситуация будет развиваться в худшую сторону.
«Скорее всего коалиция будет создана под руководством Сайяфа. Из шестерки кандидатов только он сможет влиять на второй тур. Но он готов к компромиссу, – полагает Омар Нессар. – Расул вряд ли пойдет в коалицию Саяфа. Он, вероятно, будет договариваться с Абдуллой. Тот дает понять, что ведет консультации с Расулом, а не с Гани».
Широкая коалиция, по словам Нессара, – единственный выход для Афганистана, где большую роль в политике играет этнический фактор. «Как бы ни хотели делить власть пуштуны и таджики, расклад получится примерно 50:50. Победитель в любом случае получит маленькое преимущество, а проигравший не признает победу первого. Маловероятно, что коалиция поддержит кандидата № 2 – Гани Ахмадзая. В нее скорее всего войдут все. Не исключен вариант, что второй тур будет просто номинальным, так как еще до него все соперники-кандидаты согласятся со своей ролью во власти».
Официальные результаты от Независимой избирательной комиссии ожидаются к середине мая. Дата второго тура, похоже, отодвигается с 28 мая на неопределенный срок. Ведь после оглашения окончательных результатов начнет работу комиссия по расследованию нарушений. И раньше, чем она завершит работу, второго тура не назначат. «Понятно, что второй тур отодвигается. Причина ясна: между первым и вторым туром все должны договориться», – полагает Нессар.
Комиссии по расследованию нарушений, передает Reuters, придется расследовать факты вброса бюллетеней. Жалоб почти 1000, из них около половины документально подтверждено. Число вброшенных бюллетеней может достичь 1 млн из 7 млн, задействованных в голосовании. Глава избиркома провинции Герат сообщил, что около 100 тыс. голосов с 26 участков пришлось признать недействительными. Есть информация о вбросах в провинциях Бадахшан, Пактика и Кунар. Абдулла Абдулла признает, что это проблема, однако, не такая большая, как на выборах 2009 года. И кандидаты, и чиновники избиркома говорят, что нарушения не послужат поводом для отмены результатов: они будут признаны легитимными, раз уж последние выборы Карзая с их вбросами и подкупами признали вполне пристойными.
Источник — Независимая газета