Случай с недавним нашествием афганцев на узбекский остров Арал-Пайгамбар на Амударье наделал немало шума. Но у этого куска суши своя история.
Остров Арал-Пайгамбар, о котором идет речь и название которого с узбекского языка переводится как Остров пророка, находится в 6,5 километрах ниже города Термеза по течению Амударьи. Его длина в среднем 8 километров, ширина – 4,5. На нем размещена погранзастава, а сам остров входит в состав Сурханского заповедника.
В расположенном там мавзолее будто бы похоронен исламский пророк Зуль-Кифль, он же библейский Иезекииль.
Тридцать лет назад, после вывода советских войск из Афганистана на острове высадилась группа афганцев, которые, пользуясь тем, что в тот период на нем отсутствовали как военные, так и пограничники, принялись варварским образом вырубать лес и на понтонах переправлять его на свою сторону. Правительство Узбекистана, не имея достоверных сведений, заподозрило, что афганцы задумали «тихой сапой» отторгнуть этот остров.
Ислам Каримов поручил это дело 15-й отдельной бригаде специального назначения, дислоцированной в Чирчике, неподалеку от Ташкента. Во время СССР подразделение было подчинено Главному разведывательному управлению СССР, а после расформирования Туркестанского военного округа, по предложению властей Узбекистана с 1 июля 1992 года вошла в состав его вооруженных сил.
С 1989 года бригаду возглавлял Владимир Квачков, как и другие офицеры имевший опыт войны в Афганистане. В дальнейшем он стал широко известен, после того как в 2005 году его обвинили в покушении на Анатолия Чубайса, а несколькими годами позже – в попытке свержения власти с помощью «народного ополчения». Отсидев в общей сложности одиннадцать лет, в 2019-м отставной полковник вышел на свободу.
Мавзолей Зуль-Кифль до «реставрации». Фото с сайта «Фергана»
В сентябре же 1992 года возглавляемый им отряд спецназа численностью чуть больше пятидесяти бойцов получил приказ освободить от афганцев Арал-Пайгамбар. «Сражение» началось с демонстрационных полетов на минимальной высоте над островом пары истребителей МиГ-29, имитирующих нанесение бомбового удара. После этого по пустынной части острова был открыт огонь минометной батареи. Одна часть десанта высадилась в западной части острова, другая возле двух пристаней.
Вместо вооруженного до зубов опасного врага военные наткнулись на палаточно-шалашный лагерь дровосеков и обнаружили, что пристани завалены штабелями дров. При этом нарушители приветливо махали им руками. Во время занятия острова не прозвучало ни единого выстрела, к исходу дня было задержано восемнадцать афганцев, которые были переданы представителям узбекских пограничных войск и отправлены катерами в пограничную комендатуру. В качестве трофеев десантникам достались лишь пилы, топоры, мотыги, четыре осла, лошадь и бычок.
Впоследствии Квачков рассказывал журналистам, что будто бы Каримов передал приказ расстрелять плененных, но он не стал этого делать.
После случившегося на остров была возвращена пограничная застава, убранная оттуда в первой половине 1960-х, по всей видимости, в результате хрущёвского сокращения армии.
Что касается освободившей остров 15-й бригады спецназа, то её офицеры, по указанию Ислама Каримова и, по согласованию с президентами России и Казахстана, были отправлены для «восстановления конституционного строя Республики Таджикистан» и «устранения исламистского правительства в Душанбе». Они помогли создать в Курган-Тюбе «Народный фронт», выступивший против отрядов Объединённой таджикской оппозиции, которые, в основном, состояли из сторонников Партии исламского возрождения Таджикистана, успевших захватить Душанбе и часть республики. Владимир Квачков утверждал, что именно он нашел человека, могущего возглавить этот Народный фронт – местного авторитета Сангака Сафарова, который и стал его председателем после получения согласия от Ислама Каримова.
Сафаров, в свою очередь, выдвинул на первые позиции одного из своих командиров – Эмомали Рахмонова, депутата Верховного Совета, ранее председателя колхоза, вскоре ставшего президентом Таджикистана. Именно деятельность Квачкова и его соратников решила исход гражданской войны на Памире…
Уважение , настоящему ОФИЦЕРУ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я принимал участие. Переправляли спецов на ПМК-659. Привет от морчасти погранвойск.