Ташкент с тревогой следит за планами властей «освежить» знаменитые высотки площади Х. Алимджана.
-На языке вертится: кто придумал? Автора! Вероятно, никто не признается. Эффект от идеи заточить высотки на площади Хамида Алимджана в футляры просто бомбический.
Накануне сюда подогнали несколько машин со стройматериалами. Выгрузили их у группы домов. Прибывшая на место событий внушительная команда чиновников объявила удивленным жителям, что есть план, и показали: вот красивая картинка с вашими домами. Будьте счастливы!
Домкомам дали поручение обрадовать всех жителей восьми высоток и еще трех девятиэтажных домов чуть поодаль. Здесь будет «Хамид Алимджан-сити». О как!
Что случилось в течение следующих нескольких часов, пока домкомы добросовестно били своим известием, словно обухом, по головам собственников жилья, можно только предположить. Из обрывков разговора начальства со строителями жители уловили: объем работ большой и к 10 ноября (ожидается приезд важных персон) завершить «реновацию» не успеют. Доложили наверх (это уже наши догадки). В ответ получили команду пока на площади работы свернуть. В планах еще 70 домов, есть где развернуться.
Часов в 11 ночи снова прибыл грузовой автотранспорт. То, что ранее из него выгрузили, снова загрузили, и, в основном, все вывезли к девятиэтажным домам, что по соседству. К приходу вашего корреспондента к высоткам стройматериалов осталось по мелочи.
В управляющей компании, обслуживающей высотки, ни одной фамилии «вчерашних» начальников назвать не смогли. Управляющий проект не видел. Обязательных согласований проекта с архитекторами, пожарными и иными, конечно, нет. Название компании подрядчика, получившей непонятно как солидный заказ, опять же мимо.
Наверное, в этой ситуации у простого человека из народа поджилки тряслись. Лично прибыл хоким Мирзо Улугбекского района, этого достаточно, чтобы взять под козырек. На мои расспросы про чиновников рангом выше управляющий разводил руками: «Так получилось. Не спросил. Сказали, что завтра откроют здесь штаб и вывесят для населения планшет с эскизом».
То, что собственники жилья являются собственниками коллективного имущества, включая крышу, подвал и стены, похоже невдомек не только нанятому управляющему, но и высоким чинам. А ведь так согласно законодательству страны.
Хокимият Ташкента на вопрос моих коллег, что за инициатива такая по экспериментам со стенами и изменению имиджа знаковых высоток, сообщил о программе реновации внешнего облика более 70 домов, в том числе обсуждаемых высоток. Цитата из gazeta.uz: «Показанные жителям предложения были разработаны подрядчиком, таких предложений от него минимум три, но хокимият их не согласовывал и не одобрял,- отметили в администрации города».
Если городской бюджет располагает финансами, так у горожан есть пожелание: восстановите, наконец, ирригационную сеть в столице! Чтобы в жару не сохли деревья, а в дожди не заливало метро, автомобильные тоннели, подземные переходы… Это на сегодня самый больной вопрос, который где только и кем только не обсуждается.
Весной 2023-го власти с радостью объявили, что на ирригационную сеть выделяют аж 700 млн. сумов! В сравнении с расходами на заточение десятка жилых домов в стеклянные футляры это сущие копейки. Но с ирригацией в администрации города не спешат.
Может, есть интерес в усохшей древесине, что достанется причастным. Это предположения. Сейчас речь о другом.
Законодательно параллельное проектирование и строительство запрещены. Есть поговорка «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
В случаях, касающихся жилья, если нельзя, то нельзя.
На этом фото металлоконструкции (под покрывалом) и иные стройматериалы, перевезенные от высотки к девятиэтажке по улице Яхъё Гулямова.
В последние месяцы после трагических землетрясений в Турции и Афганистане заволновались и в Ташкенте. «А вдруг и у нас тряханет?!» Было же в 1966-м. Старшее поколение помнит.
Тогда у многоэтажек имелись дворы. Во дворах и спасались, установив палатки. Сейчас состоялась распродажа множества дворов. Точечная застройка понатыкана вопреки градостроительным нормам, обязательным к исполнению.
Теперь вот и стеклянные футляры придуманы. Тряхнет посильнее – и полетят осколки во все концы.
Мало кто думает про пожары. Как тушить, если вдруг?
Кто смоет грязь на стеклянных фасадах с разводами и подтеками после первой же пыльной бури, дождя и снега?
С погружением в тему много вопросов появляется.
Проекты восьми «московских домов» на площади Хамида Алимджана готовили москвичи. Где эти проекты сейчас? Дома – экспериментальные. Половину дома закрывают не несущие стены, а в металлокаркасе шифер с наполнителем. Это в шифер неведомый подрядчик с тремя эскизами собрался вколачивать металлоконструкции для остекления и обшивки?
Экспериментальные дома на площади имени поэта, может, и минует чаша сия. Уж очень приметны. Сейчас сомнения про другие жилые дома из списка.
Кондиционеры в квартирах будут демонтированы или все же их монтажники выведут за стекло? Никто стекло снаружи мыть не станет. На это ж снова потребуются бюджетные средства. Про доступ пожарных к пожарным лестницам забудьте.
Про проветриваемость тоже забудьте. Мне приходилось бывать в четырехэтажном доме на улице Нукусской. Он оказался пионером в «реновации», и по меньше мере лет десять, а то и пятнадцать, закупорен со стороны трассы. Форточек в фасаде по минимуму. Душно.
Ждали в ноябре Макрона. Потому и случилась пертурбация с выбором объектов для изысканного имиджа. Здесь слишком большой объем работ, в срок не уложиться.
А где-то там, не на главной магистрали Мустакиллик… Почему нет? И без правил.
Уже давно не новость про “разрушителей” Ташкента – при любом хокиме схема одна – быстрее распродать земли под застройку -не важно, что с нарушениями, кто про это вспомнит через несколько лет, когда разрешители будут в других креслах? Похоже кто то нашего президента выключил из облака информации, чтобы, типа не беспокоить. Иначе этот беспредел, что творится в городе, да и во всей стране с такими “строителями” и их “командирами” никак не объяснишь.