Пассажирский самолет Ил-114 с турбовинтовыми двигателями родом из позднего СССР, заменивший Ан-24, Ил-14 и Ил-18 в 1980-х. Современный вариант Ил-114-300 с новым радиоэлектронным оборудованием и доработками — это «вторая версия», во многом новый самолет.
Советский проект. В 1980-х авиапром СССР находился на пике, и создание регионального турбовинтового самолета было несложной задачей. К 1990 году машина должна была поступить на летные испытания, а в 1991-1992 годах — в серийное производство на Ташкентском авиазаводе и Московском авиационном производственном объединении имени Дементьева. Новые моторы ТВ7-117С разрабатывались в Уфе, а сборка планировалась в Москве, Омске и Ленинграде (Санкт-Петербурге).
Первый полет Ил-114 состоялся 29 марта 1990 года с регистрационным номером СССР-54000. Первые 4 прототипа собрали на Московском машиностроительном заводе «Стрела», один для прочностных испытаний, три — для летных. Планировали строить до 100 машин в год.
После 1991 года. Двигатель не довели до нужных параметров, и в Ташкенте на Ил-114 установили западные двигатели Pratt & Whitney PW127H, модификация получила название Ил-114-100. Сертификация завершилась в 1997 году, началось коммерческое использование. Ташкентский авиазавод собрал 17 самолетов до 2012 года и закрылся.
Эксплуатация. Эксплуатировали Ил-114 авиакомпания «Выборг» (2002-2010, 2 самолета), «Радар-ММС» (1 самолет как летающая лаборатория), «Узбекские авиалинии» (7 самолетов, 1999-2018) и Ташкентский завод (3 грузовых Ил-114Т). Было потеряно 2 самолета.
Возрождение. В 2010-х началась российская постройка Ил-114-300, параллельно шли работы по двигателю. 16 декабря 2020 года прототип Ил-114-300 выполнил первый полет. 31 марта 2024 года первый полностью построенный в России Ил-114-300 RA-54115 начал летные испытания. В первой половине 2025 года к ним присоединится третий Ил-114-300.