Сегодня исполнилось 75 лет со дня открытия ташкентских Курантов. С ними связана славная история мужества, Победы и любви к городу.
9 апреля 1945 года пал город-крепость Кенигсберг. Красная армия взяла святыню германского воинства за четыре дня.
«Падение столицы Тевтонского ордена стало настоящим унижением и национальной катастрофой для Германии», так расценивает это событие эксперт Российского военно-исторического общества (РВИО) Никита Буранов.
Оборона держалась на многочисленных фортах, некоторые имели восьмиметровые стены, их не брал ни один снаряд.
«Фактически город готовился к этой битве 800 лет», считает Буранов.
Гарнизон насчитывал более 130 тысяч солдат. 200 танков были вкопаны в землю.
В атаку утром 6 апреля пошли 26 штурмовых отрядов и 104 штурмовые группы. Выжигать немцев должны были семь отдельных огнеметных батальонов, рота фугасных огнеметов и пять отдельных рот ранцевых огнеметов.
Первая линия обороны была взломана за сутки, а на вторые город был полностью окружен. Немецкие контратаки были отброшены. Уже 9 апреля советская группировка захватила центр города, немцы были сломлены, в плен попал командующий генерал Отто фон Ляш, подписавший акт капитуляции.
Победа далась страшной ценой. Красная армия потеряла 37,7 тыс. человек и 14 тыс. раненых. Более 90 тыс. немцев сдалось в плен, 42 тысяч были убиты.
Завершение битвы за Кенигсберг было встречено салютом высшей категории – в Москве 324 орудия дали 24 артиллерийских залпа. Была учреждена медаль «За взятие Кенигсберга», 98 воинских частей получили название «Кенигсбергские».
Память о том штурме «хранится» в Ташкенте. Это знаменитые Куранты, ставшие символом узбекской столицы.
Сами трофейные часы из предместья Кёнигсберга привез сержант Александр Айзенштейн, служивший в интендантских войсках, рассказал недавно умерший ташкентский журналист Шахоб Зайнутдинов, лично знавший фронтовика. Из- за плохого зрения его определили в ремонтную бригаду, где Айзенштейн — выходец из потомственной семьи часовщиков, приехавшей в Туркестанский край еще во второй половине XIX века, занимался восстановлением стереотруб, артиллерийских прицелов и другой точной техники. Когда просили, то чинил большим и маленьким армейским начальникам наручные и настольные часы.
Уже после боев в местечке, где расквартировалось одно из интендантских подразделений 2-го Белорусского фронта, было решено снести сильно пострадавшее от артобстрелов и авиабомб здание ратуши с часами на башне. Саперов остановил сержант Айзенштейн. После осмотра он убедился, что механизм часов цел, разве что пострадал от осколков и пуль циферблат.
Зачем же такому добру зазря пропадать! Сержант бросился к коменданту майору Соколову.
«А зачем ты, сержант, так болеешь за эти часы?» — спросил бравый офицер.
-Я мог бы эти часы установить в своем родном городе…
-А ты откуда родом?
-Из Ташкента! Слыхали? …
-Из того самого хлебного города?
-Да, да! У нас нет своих городских часов… Разрешите демонтировать механизм. Мне скоро демобилизоваться, хочу увезти часы на родину…
-А как же ты увезешь такую махину? Не в чемодане же?
-Наверное, понадобится вагон грузовой или почтовый. Прошу Вашего разрешения, товарищ комендант! …
О благородной инициативе сержанта узнали в полку, где он служил, и его командование расторопно согласовало все вопросы с вышестоящим начальством, выдало даже бумагу, что часы — подарок Ташкенту от полка.
Куранты. Фото 1957 года.
При торжественном пуске курантов официально объявили, что Айзенштейн избран почетным гражданином Ташкента и назначен главным смотрителем главных часов столицы.
Правда, сюда он приходил по особому графику — смазать механизмы, почистить от грязи и пыли те или иные узлы и, конечно, колокола. А сам продолжал трудиться в часовой мастерской на Дархане, где высится полукругом жилая девятиэтажка.
В сети судьба Курантов живо обсуждается.
Может к такому юбилею «новые» куранты снесут? Позорище же! Да и от сносов хоть какая-то польза же должна быть….
Bakhodir Ergashev пусть перенесут в другой город, где их нет.
Деревья снесли и до курантов доберутся!
я никогда не понимал эту логику, нафига рядом строить зеркальную копию явно не от большого ума
Группа Память о ташкентцах идет на Коммунистическую часть 30.04 в 0900 возлагать цветы к памятнику Айзенштейну
Сбор возле Курантов, во сколько?)))
А Автору курантов архитектору Мухамедшину А. А.. память не нужна? Все забыли про него ведь не было бы никаких курантов, одни часы на складе, стыдно вам !
Дина Мухамедшина
Во-первых никто его не забывал. На мемориальной доске было две
фамилии, доску убрали, так, что ваш вопрос к нынешней власти. И второе,Мухамедшин выиграл конкурс, но согласитесь, не было бы его, был бы другой архитектор, но куранты бы все равно построили. А вот если бы не было бы Айзенштейна, то тогда действительно никаких курантов не было.
Незабываемые впечатления. В 5-летнем возрасте вместе с папой были на торжественном открытии Курантов. Это было вечером. На нас смотрел с огромного полотна Иосиф Виссарионович Сталин…
На самом деле это культовое место в нашем городе. Но то, что сейчас сделали с ним просто обидно за нашу историю. Какое то кафе! Прибили какие пластиковые крыши и это портит вид курантов.
Опошлили наши куранты нынче….в них должен быть музей, фото людей, кто проектировал, строил, смотрел за сохранностью, исторические материалы и артефакты…., а вторые куранты, это что вообще такое? Иногда ощущение, как пустили на распил столетние константиновские деревья на сквере, так и ушла душа Курантов из города…
Вы уверены, что оригинал механизма на месте?
Идите проверьте.
А еще под этими курантами ресторан. ??!!?? Кто вообще разрешил это делать ???? ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО.