Узбекистан – одна из двух стран (наряду с Лихтенштейном), которые считаются «дважды не имеющих выхода к морю» (double locked countries). То есть, нужно пересечь минимум две госграницы, чтобы добраться до Мирового океана.
Логично, что узбекская Стратегия развития транспортной системы до 2035 года уделяет особое внимание формированию транспортных коридоров, чтобы местные грузы быстрее вышли к морским портам, так сказать на оперативный простор.
В начале ноября 2023 года в Ташкенте на полях Первого транспортного форума стран-членов ШОС был подписан Меморандум о взаимопонимании в вопросе формирования и развития международного мультимодального транспортного коридора Россия — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — Киргизия. Он позволит Узбекистану выстраивать логистические цепочки вплоть до Турции через Азербайджан, Иран и Грузию.
«На последнем правительственном заседании 16 января Шавкат Мирзиеев поставил амбициозную задачу уже в 2024 году довести ВВП до 100 миллиардов, добиться экономического роста в 6 процентов,-отмечает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия».-Но узбекский рынок сбыта, хотя и приличный по меркам СНГ, но не безразмерный. Жизненно необходимо наращивать экспорт. Но как, если Узбекистан буквально зажат со всех сторон степями и пустынями, непроходимыми горами? Выход только один-кооперироваться с соседями, с самыми крупными партнерами, среди которых Россия, Китай, Турция, Иран, Пакистан, Закавказье в поиске и созданию новых дорог на чужие рынки. Фурами тут много не навозишь, зато морской путь сулит явные и быстрые выгоды».
Так, маршрут через Каспий в обход Казахстана решает две главные задачи: миновать заторы на казахской границе, где излишне прислушиваются к санкционному диктату США, и перевести часть грузопотока в порты Астрахани и Махачкалы. Этот маршрут – самый короткий и выгодный бизнесу для поставок товаров из Узбекистана в Россию.
Это тем более необходимо, что рост товарооборота с Россией вырос на 26,5% (до 8,3 млрд долларов). Причем, экспорт из Узбекистана увеличился на 50%, достигнув небывалых 2,8 млрд долларов!
Узбекистан только выиграет, если вовремя встроится в новые транспортные коридоры, станет страной-транзистером для всей Центральной Азии. Это гарантирует рост доходов государства, новые рабочие места и повышение благосостояния населения.
Есть, правда, одно маленькое «но». Только полноценное вступление в ЕАЭС позволит Узбекистану сполна воспользоваться выгодами от новых транспортно-логистических коридоров, рождающихся у нас на глазах в противовес западным барьерам и ограничениям. И с этим шагом, думается, не следует дальше откладывать.
Шавкат АРИПОВ, Ташкент