Железнодорожный вокзал в Самарканде украшает странный монумент на явно старом постаменте с птицей современной лепки. И не всякий гид расскажет его историю…
После присоединения Средней Азии к Российской империи нужно было решать транспортную проблему. Так возник проект строительства железной дороги, которой предназначалось связать Туркестан с метрополией. Одним из последовательных сторонников этого замысла был популярный в стране генерал М.Д. Скобелев, герой русско-турецкой войны и покоритель ахалтекинских племен.
Его инициатива и настойчивость нашли поддержку в правительстве, и уже в апреле 1880 года в ахалтекинский оазис была направлена специальная экспедиция во главе с генерал-лейтенантом М.Н. Анненковым. Входившие в ее состав опытные инженеры и проектировщики должны были произвести изыскания и решить вопрос о возможности проведения железной дороги от побережья Каспия до центральных областей Средней Азии.
Генерал Анненков, реально представляя себе всю сложность задуманного предприятия, не спасовал перед трудностями и поддержал идею строительства. Именно ему 27 июля 1880 года и было поручено возглавить работу по сооружению железной дороги. Восемь лет спустя ее конечным пунктом стал Самарканд.
Закаспийская военная железная дорога строилась в неимоверно сложных условиях — она проходила через песчаные барханы, солончаки и степи, возводилась под палящим солнцем и при отсутствии питьевой воды.
Большая часть этой дороги, лишь изредка пересекавшей оазисы, тоже проходила по глинистой, солонцеватой, песчаной и безводной пустыне, сменявшейся иногда сплошными барханами. Летучий песок, постоянно переносясь с места на место, засыпал и разрушал шпалы, железнодорожное полотно, бараки для рабочих, приводил в негодность технику. Но никакие препятствия не могли остановить генерала М.Н. Анненкова, руководившего этим строительством.
Первый поезд, выехав из Красноводска, прибыл в Самарканд 15 мая 1888 года — в день годовщины коронования императора Александра III, в период царствования которого было осуществлено присоединение Средней Азии к России.
Заслуги генерала Анненкова трудно переоценить. За блестящее выполнение важной и ответственной работы, завершенной в столь короткий срок, за безупречную честность и самоотверженность М.Н. Анненков был удостоен высочайшей грамоты императора Александра III, пожалован бриллиантовым знаком св. Александра Невского и осыпан другими милостями. А в ознаменование 25-летия существования железной дороги благодарная Россия решила воздвигнуть памятник своему достойному сыну на привокзальной площади Самарканда. Когда дело было сделано, встал вопрос о торжественном открытии монумента.
С этой целью в бывшую столицу империи Тимура были приглашены более ста официальных лиц из различных городов России и столько же гостей из соседних областей Туркестана, местных чиновников, офицеров и именитых горожан. В специальном постановлении, утвержденным военным губернатором Самаркандской области генерал-майором И. Одишелидзе 19 октября 1913 года за №141, было сказано:
«Принимая во внимание, что торжество открытия памятника генералу Анненкову — устроителю первой в Средней Азии железной дороги, доведенной им до Самарканда, несомненно, торжество обывателей города Самарканда, получившего свое настоящее развитие в торговле и в экономическом отношении благодаря железной дороге и ее строителю генералу Анненкову, мы находим, что на обязанности городского хозяйственного управления лежит чествовать прибывающих на торжество открытия памятника высоких гостей, в числе коих будет и представитель его императорского величества князь Васильчиков и потомки незабвенного генерала Анненкова».
Гостей из России встретили на перроне самаркандского вокзала 20 октября. Под музыку военного оркестра губернатор преподнес хлеб — соль князю Васильчикову и вручил ему специально приготовленные сувениры. После кратковременного отдыха высокие гости осмотрели достопримечательности древнего города. А на следующий день при большом скоплении народа в торжественной обстановке состоялось открытие памятника генералу.
Он представлял собой серый гранитный постамент из глыб, на котором установили бюст в соседстве с двуглавым орлом. На фасадной стороне монумента красовалась надпись «Генерал от инфантерии Михаил Николаевич Анненков, строитель Закаспийской военной железной дороги. 1835 — 1899». На задней стороне памятника, обращенной к вокзалу, содержалась краткая информация: «Закаспийская военная железная дорога постройкою начата 25 ноября 1880 года, окончена 15 мая 1888 года».
Торжества завершились роскошным званым обедом в Общественном собрании, данным от имени города. Участие в нем приняли 200 приглашенных лиц, как иногородних, так и местных. Сохранившиеся в архиве документы свидетельствуют, что праздничное пиршество обошлось городской казне в 1400 рублей…
Однако памятник этот простоял всего 11 лет: в советское время бюст М.Н. Анненкова, двуглавый орел и обе надписи были уничтожены. На освободившемся пьедестале в сентябре 1924 года водрузили фигуру вождя мирового пролетариата.
Соответственно появилась и новая многословная надпись: «…Ленинизм жив. Идеи Ленина для нас так же тверды и непоколебимы, как эта скала, на которой мы увековечили память Ильича. Мы выполним заветы Ленина». Некоторое время спустя в духе сталинских агиток был создан советский миф о сооружении этого памятника: «На привокзальной площади древнего Самарканда, в знак любви к великому вождю В.И. Ленину, рабочие, дехкане, трудовая интеллигенция города своими силами воздвигли величественный монумент. На огромной глыбе мрамора, высеченной из цельной скалы в Нуратинских горах, установлена бронзовая фигура вождя», — писал верноподданный профессор-историк Ю.Н. Алескеров в путеводителе «Самарканд» (Ташкент, 1970, с. 180-181.).
Монумент с Ильичем, простоявший семь последующих десятилетий, был затем подвергнут участи своего предшественника: в конце минувшего века фигура Ленина была сброшена с пьедестала, а через некоторое время на ее место установили мифическую птицу Хумо, которая занимает центральное место на нынешнем гербе Узбекистана, символизируя счастье и свободолюбие.
В странах зарубежного Востока легендарная птица, упомянутая еще в «Авесте» известна под именем Симург (азиатский аналог птицы Феникс).
Р. Назарьян
Считаю необходимым вернуть памятнику, а, точнее, вернуть на постамент первоначальные скульптуры. Тем самым мы восстановим историческую справедливость и благодарность строившим железную дорогу.
А птице Симург требуется другой постамент, гораздо выше в другом месте, более важном для города.
Не настаиваю, а просто прошу учесть данное мнение.