Остановка подачи туркменского газа в Узбекистана в пик холодов была шоком. Все списали на аномальные морозы. Но может это был сигнал?
Тем временем, на днях Казахстан и «Газпром» подписали «дорожную карту» сотрудничества в газовой отрасли.
Выгоды сторон очевидны.
Астана заинтересована в модернизации газотранспортной системы, газификации северных и восточных районов республики, наращивании транзита российских энергоносителей в третьи страны.
Россия – в переориентации газовых потоков с европейского на азиатское направление. Казахстан и Узбекистан нужны как воздух. А сами республики могут получить недостающие объемы топлива для покрытия внутреннего рынка.
«Газовый союз» сулит массу выгод. Но и пугает.
В первую очередь, боятся условий «Газпрома», желающего получить (за хорошие деньги) контроль над советским газопроводом Средняя Азия-Центр. В Ташкенте даже заговорили об угрозе национальной безопасности и суверенитету. Но вот уже Казахстан, понимая бесперспективность поиска другого партнера, предпочел пойти навстречу.
Осталась очередь за Узбекистаном. И он, скорее всего, согласится. Что вполне логично. Запасы газа здесь уже истощаются. Идет плавное снижение объемов добычи. Зато растут население и экономика, а значит и потребности в энергии.
«Второй такой зимы население Узбекистана не выдержит, убежден директор Центра исследовательских инициатив Man’o Бахтиер Эргашев. Проблему с дефицитом газа срочно следует разрешить, иначе под ударомом все реформы за минувшие годы при Мирзиееве.
Уже два года Узбекистан покупает природный газ у Туркмении, но этот партнер не так прост. Во-первых, он накрепко завязан на Китай. Во-вторых, он не захочет мешать России, стратегическому партнеру, прорваться на восточные и южные рынки.
По мнению экспертов, уже к середине века основным энергопотребляющим регионом станет Юго-Восточная Азия. А потому дорогу необходимо прокладывать уже сегодня, считает завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
Россия события по газовому вопросу пока не форсирует. Она хочет договориться, держит паузу, выслушивает партнеров. Но тянуть резину не получится-время у Москвы на исходе, ей срочно нужно на Восток и на Юг, на оперативный простор.
Многие наблюдатели обратили внимание на остановку подачи туркменского газа в Узбекистан в разгар холодов. Морозы? А вскоре в Ашхабад прилетел Мишустин…
После взрыва «Северного потока» и эмбарго на российскую нефть со стороны Запада, все «правила» аннулированы, руки у всех развязаны. Наступил, похоже, момент истины.