Евгений Примаков, которому сегодня исполнилось 90 лет, сыграл заметную роль в судьбе Средней Азии после роспуска СССР. Вот лишь один эпизод.
Так, в 1996 году в Ташкент прилетели из России министр обороны Грачев, глава внешней разведки Трубников и министр иностранных дел Примаков. Обстановка была крайне накаленной. В соседнем Таджикистане вооруженная оппозиция потребовала отставки правительства. Боевиками были убиты десять солдат, 80 взято в плен. Мятежный полковник Махмуд Худайбердыев захватил власть в Курган-Тюбе и Турсунзаде, где большинство – это узбеки.
Эмомали Рахмонов прямо показывает в сторону Ташкента, обвиняя его во вмешательстве во внутренние дела, в попытках уничтожить молодое государство. В ответ взрывается Ислам Каримов, напоминая о 1991-1992 годах, когда он помог оружием Народному фронту.
Сергей Лавров, хорошо знавший Примакова, рассказал, что у него был дар переговорщика, умения убеждать и располагать у себе людей. Вот и тогда Евгений Примаков достучался до Каримова.
Парламент и МИД республики синхронно выступили с заявлением, в нем было сказано, что Узбекистан был и остается «добрым соседом и надежным другом» Таджикистану, а в Душанбе вылетел советник президента Бахтиер Гулямов. Перед этим Примаков «организовал» звонок Бориса Ельцина в Ташкент и было решено вместе потушить конфликт.
Именно Примаков курировал переговоры между исламистами и таджикским правительством в Ашхабаде и Тегеране. Именно при нем в 1998 году в Георгиевском зале было подписано соглашение о мире, был положен конец гражданской войне на Памире.